Продукты питания.

 


Томас Джонстоун Липтон (Lipton).

 

Продукты питания - Томас Джонстоун Липтон (Lipton)

Создатель одной из самых знаменитых торговых марок в мире свой первый магазин открыл с капиталом в 180 фунтов стерлингов. К концу жизни его состояние выросло до нескольких миллионов, а имя стало почти синонимом словосочетания «чай в пакетиках». Что же послужило причиной такого оглушительного успеха? Сочетание невероятного рыночного чутья и затейливых экспериментов в проведении рекламных акций.

Томас Джонстоун Липтон родился 10 мая 1850 года в Шотландии, в городе Глазго. В подвале их дома располагалась миниатюрная бакалейная лавка, в которой 8-летний Томас, помогая родителям, одновременно постигал уроки бизнеса. Когда ему исполнилось десять лет, он начал работать помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.

Следующий поворот в его судьбе, казалось, уводил далеко от бизнеса: Липтон устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом. Но на самом деле, это был поворотный пункт для него. Юноша начал мечтать о дальних странствиях. Зимой 1865 года, имея в кармане всего восемь долларов, 14-летний Томас безбилетником сел на пароход, отплывающий к берегам Америки.

В США Липтон поначалу не смог найти себе подходящего занятия. Он отправился на табачные плантации Вирджинии, затем на рисовые плантации Южной Каролины, колесил по всей стране, принимаясь за любую черную и малооплачиваемую работу. Повезло ему лишь спустя четыре года, когда он стал клерком в одном из преуспевающих бакалейных магазинов Нью-Йорка. Именно в это время Липтон прошел школу, которая позволила ему в дальнейшем сформулировать основные принципы своего бизнеса: грамотную систему продаж и нестандартные рекламные приемы, обеспечившие успех его бакалейным магазинам и знаменитому чайному брэнду. Особенно привлек Липтона девиз американских бизнесменов: «In God we trust, all others pay cash» («В Бога мы верим, а за все остальное платим наличными»).

Весной 1869 года 21-летний Томас Липтон возвращается домой. Еще через два года с капиталом в 180 фунтов новоиспеченный бизнесмен открывает свою первую бакалейную лавку в Глазго. В самом начале ему приходилось совмещать обязанности закупщика, кассира, посыльного, управляющего и продавца. Он закупал продукцию непосредственно у производителей, чтобы миновать посредников. Сам привозил в тележке товар с причала, сам доставлял покупки клиентам, лично наносил визиты поставщикам. Но параллельно со всеми этими делами он постоянно думал о том, как привлечь покупателей, чтобы, один раз посетив его магазин, они становились его постоянными клиентами.

Развитие торговли привело к тому, что в 25 лет Липтон уже владел двадцатью магазинами на западе Шотландии. Он сделал ставку на привлечение массового покупателя, упорно искал фермеров и оптовиков, готовых отпускать самые дешевые товары. И все это время грезил о том, чтобы провести масштабную рекламную кампанию, средств на которую у фирмы не было. Липтон был вынужден целиком полагаться на свою фантазию и изобретательность. Витрины его магазинов были разрисованы забавными картинками, продукты были разложены в виде затейливых композиций.

Для необычного украшения магазина специально был нанят карикатурист Уилли Локхарт. Он рисовал забавные постеры, которые менялись каждую неделю, привлекая в магазин любопытную толпу. Такой многосторонний подход не мог остаться незамеченным — в итоге днем и ночью у магазинов Липтона толпились люди. Постепенно рекламные акции фирмы стали затрагивать все более широкую общественность. Специально к Рождеству 1881 года Липтон заказал в Америке самый большой в мире круг сыра. Жители Глазго выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек, и весь сыр был распродан за два часа.

Рекламные акции Томаса Липтона всегда были на редкость оригинальны. Он не создавал поводов для рекламирования, а старался увидеть их в любой возможности. Как-то раз Липтону пришлось сопровождать груз чая по Красному морю. Перегруженный корабль вдруг начал тонуть. Чтобы спасти судно, матросы стали выбрасывать тюки с товаром за борт. «Подождите!» — крикнул хозяин компании, схватил красную краску и начал быстро что-то писать на тюках. Через несколько минут волны прибили к берегу тюки с ярко-красными надписями: «Пейте чай Липтон!».

В 1901 году Липтон построил яхту, которая на протяжении многих лет участвовала в гонках на Кубок Америки и так ни разу не победила. Липтон даже завоевал титул «самого почетного аутсайдера». Но уже от стремления к победе был определенный успех — коммерческий. Сражения за Кубок Америки были, в первую очередь, акцией, направленной на продвижение торговой марки Lipton в Америке.

В 35 лет Томас Липтон купил продовольственные склады в Чикаго и фабрику по упаковке продуктов. К этому времени его разветвленная торговая сеть, охватывала не только Великобританию, но и другие страны Европы. Чуть позже к ним прибавилось еще и несколько магазинов в разных штатах Америки.

Миллиона фунтов стерлингов доходы предприимчивого бизнесмена достигли к 1890 году. Казалось бы, наконец-то можно отдохнуть, воплотив в жизнь детскую мечту — дальние морские путешествия. Но Липтон отказался от морских странствий и начал осваивать чайный бизнес. Время для старта было выбрано вовсе не случайно. На тот момент кофе (единственный напиток, способный составить конкуренцию чаю) был в большом дефиците. Причина тому — губительная болезнь, поразившая кофейные деревья на Цейлоне.

Большая их часть пошла с молотка, была вырублена и заменена чайными кустами. Смекалистый Липтон воспользовался неслыханной дешевизной сельскохозяйственных угодий на острове. Чтобы не посвящать в свои дела конкурентов, он заявил, что отправляется открывать магазины в Австралии, а сам тайно приехал на Цейлон, где приобрел 5500 акров чайных плантаций.

Чайный рынок Томас Липтон завоевывал по всем правилам маркетинга и логистики: наладил бесперебойные поставки товара в Англию, много внимания уделял складским и упаковочным службам. Его плантации превратились в полигон для испытания технических новшеств. Например, чтобы облегчить доставку чайного листа с плантации к месту переработки, Липтон придумал канатные линии, по которым транспортировались корзины.

Но самым большим вкладом Липтона в развитие бакалейной торговли стало то, что он первым решил продавать чай не по весу, а в небольших коробках. Это решение позволило продавать товар мелкой розницей по доступным ценам. И чаепития стали в Европе и США еще популярнее, чем прежде. Главный покупатель Липтона — средний класс — это публика, с которой он умел общаться. У него появился даже собственный флот: сначала парусники, способные развивать огромную по тем временам скорость (клиперы), а затем и более вместительные и менее зависимые от погоды пароходы с усовершенствованными машинами.

Кстати, гонки клиперов, нагруженных чаем, немало способствовали научно-техническому прогрессу. Стремясь быстрее доставить чай в Европу, Липтон и его помощники платили немалые деньги инженерам и конструкторам. Те создали идеальные с аэро- и гидродинамической точки зрения пропорции судна, придумали новые конструкционные материалы корпуса.

«Прямо с плантации — в чашку» — гласил один из первых слоганов, придуманных самим Липтоном. Он красовался на плакатах, расклеенных во всех британских поездах и автобусах, и подтверждался тем, что разгрузка чая в британских гаванях превращалась в настоящее шоу. Ящики с товаром сопровождал сингалезский оркестр, колоритные участники которого плясали и играли на экзотических инструментах.

Цель, которую поставил перед собой Липтон, была такой: чай должен быть доступным по цене и при этом хорошего качества. Для этого ему пришлось бороться не только с издержками, повышающими себестоимость товара, но и с некоторыми предрассудками. В то время в обществе ходили слухи, что торговцы увеличивают вес и снижают цену на чай, добавляя... овечий помет. Чтобы изменить общественное мнение, пришлось нанять лучших блендеров — специалистов, составляющих чайную смесь. Они должны были учесть все нюансы, даже такие, как жесткость воды, которая используется для заварки.

В числе достижений Липтона — создание для пакетов с его чаем узнаваемой упаковки. Он не ошибся: чай, упакованный в аккуратные пачки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, стал своеобразным символом эпохи, а сам Липтон превратился в непременный атрибут масс-культуры своего времени. Он был героем карикатур, скетчей и мюзик-холльных антреприз. В рисованно-карикатурном виде попадал и на обложки газет, причем даже чаще, чем в своем настоящем облике.

Важным новшеством Липтона было то, что именно липтоновский чай стал впервые в мире продаваться в одноразовых пакетиках. Идею разовой заварки в бумажном пакетике придумал американец Том Салливан, но именно Липтон в начале 20 века внедрил ее в производство.

В числе поклонниц отличного вкуса чая Lipton были не только простые смертные, но и сама королева Виктория. Она сочла, что Томас Липтон способствовал формированию «английского стиля жизни» и что вклад его достоин титула сэра. В 1897 году Томас Липтон был посвящен в рыцари. В 1898 году фирма акционировалась. Председателем правления стал сам Липтон. Высокий спрос на акции принес ему более 2 млн. фунтов стерлингов.

С самого начала продаж на рынок были предложены три сорта чая Lipton. Лучший из них назывался Quality-1 — он продавался в желтой упаковке с красной эмблемой Lipton. Сейчас этот сорт известен всему миру как Lipton Yellow Label.

В 1972 году, задолго после смерти Липтона, англо-голландский концерн Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Томаса Липтона. А несколько лет назад концерн вложил в кампанию по обновлению имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Поставив целью успешно конкурировать с другими производителями безалкогольных напитков (например, такими как Coca-Cola), Unilever сделал ставку на полезные свойства чая. Однако на этом реформирование торговой марки Lipton не закончилось: чайное подразделение Unilever изменило дизайн упаковки.

Впервые за 100 лет с коробок и пакетиков исчезло упоминание о сэре Томасе Липтоне. Объяснялось это устареванием брэнда, которому угрожала опасность стать напитком бабушек в условиях мощной конкуренции со стороны современных торговых марок. Но этого не произошло. Брэнд Lipton устоял, и сейчас чай в традиционных желтых коробках остается одним из самых узнаваемых продуктов.

Сэр Томас Джонстоун Липтон умер 2 октября 1931 года в Лондоне. Своим почитателям и любителям знаменитого чая он оставил огромную чайную империю с подразделениями в разных странах. Известный чаеторговец не оставил наследников — его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благотворительные цели. Созданная им бессмертная торговая марка не просто существует, а процветает и по наши дни.

 

 









© 2008 Brendy.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!