Разное.

 


Коносукэ Мацусита (Matsushita Electric Industrial).

 

Разное - Коносукэ Мацусита (Matsushita Electric Industrial)

Коносуке Мацусита родился 27 ноября 1894 г. в префектуре Вакаяма, Япония. Он был младшим среди трех братьев и пяти сестер в семье помещика, получавшего доход от сдачи своих земель в аренду местным крестьянам. Его беззаботное детство кончилось довольно рано, после того как в 1898 г. отец лишился дома и земли из-за неудачных спекуляций на рынке риса. Трудности жизни в тесной городской квартире в условиях постоянной нехватки денег в семье Мацусита сопровождались ухудшением здоровья Коносуке и смертью двух его старших братьев и сестры в 1901 г. от инфекционного заболевания.

В возрасте 9 лет Коносуке Мацусита оставил школу и поступил учеником сначала на hibaci (предприятие по производству древесного угля), а затем на фабрику по производству велосипедов, где он обучился токарным и ремонтным работам. Когда ему было 15 лет, интерес к электричеству и электрическому освещению, виденному им в поездах в Осаке, заставила его перейти в Osaka Electic Light Company в качестве помощника электромонтера. За несколько лет работы в компании он дорос до звания инспектора. Однако эта работа не удовлетворяла юношу, который постоянно пытался придумать что-то свое. После того как босс отверг его предложение начать выпуск электропатронов новой конструкции, Коносукэ решил уйти из компании и начать собственный бизнес.

Первоначальный капитал фирмы Matsushita Electrical Company, составил 95 иен (около $48) — все, что Мацусита смог скопить за семь лет работы в Osaka Light. В марте 1918 года он купил по чашке риса себе и «персоналу» — жене Мумено, ее брату и двум рабочим, и эта нехитрая трапеза заменила традиционный банкет по случаю открытия «собственного дела».

Никто из пяти сотрудников новой фирмы не имел даже среднего образования. Еще хуже было то, что они толком не знали, как следует производить электрические розетки и патроны. Недостаток знаний компенсировался упорной работой — по семь дней в неделю, без выходных. Подмога пришла в лице бывшего коллеги Мацуситы, который подсказал ему, как можно изготовить изоляционный элемент внутри патрона. Через четыре месяца фирме удалось создать несколько работающих образцов.

Оптовые торговцы встретили новый товар прохладно, так что Мацусите пришлось самому ходить по домам и предлагать свои «самые лучшие в Осаке электропатроны». Однако и здесь его ждало разочарование: объем продаж за три месяца составил всего 10 иен. В результате оба рабочих ушли и на «фабрике» остались только сам Коносукэ с женой и ее братом. Чтобы сохранить бизнес, семье пришлось заложить даже личные вещи — вплоть до кимоно Мумено и работать и день и ночь. Мацусита старался улучшить дизайн своего изделия, экспериментировал с новыми электротехническими деталями и приборами.

Первый по-настоящему выгодный заказ Мацусите предложил один из оптовиков, которому понравился этот молодой энергичный человек. Компания Kawakita Electric переходила в ту пору на производство новых изоляционных плат, используемых в электровентиляторах, и у нее возникли перебои с поставками комплектующих. Узнав об этом, оптовик посоветовал Мацусите отложить на время производство вилок и быстро сделать 1000 изоляционных плат для Kawakita. Мацусита согласился без колебаний. И хотя для его маленькой мастерской это была очень непростая задача, заказ был выполнен в срок. Коносуке и Мумено получили 160 иен. Все материалы и заготовки стоили половину этой суммы, и, таким образом, образовалась ощутимая по тем временам прибыль.

Мацусите сообщили, что Kawakita осталась довольна его работой, им понравилось и качество товара. В результате он получил второй заказ, более крупный. Первый успех помог Мацусите сформулировать стратегию своего бизнеса — высокая производительность при как можно более низких затратах. Основная формула проста: компания не стремится выпускать «революционный» товар. Зато, когда такой товар выпускают конкуренты, Manishita пытается максимально быстро усовершенствовать и удешевить новый продукт. Это правило действует и по сей день, вызывая массу неудовольствия у конкурентов. В корпорации Sony компанию Мацуситы с сарказмом называют Manishita, то есть «имитаторы».

Более или менее встав на ноги, фирма старалась ежемесячно выпускать на рынок один-два новых продукта. Ни один из них не стал «хитом» продаж, пока в 1922 году инженеры Мацуситы не придумали новую конструкцию велосипедных фар на батарейках. Поначалу этот товар также не вызвал энтузиазма у оптовых торговцев, которые считали, что покупатели не доверяют изделиям на батарейках. Однако Мацусита продолжал производство, невзирая на отсутствие заказов. Он нанял трех коммивояжеров и поручил им обойти все велосипедные магазины Осаки. В каждом из них сотрудники должны были оставить несколько образцов товара, а также поместить одну зажженную фару на витрине.

Торговцы, которым никогда не предлагали ничего подобного, были заинтригованы. Распродав пробные партии фар и получив восторженные отзывы покупателей, они завалили фирму заказами. В результате Мацусита стал продавать до 2000 фар в месяц, которые стали настолько популярными, что многие покупатели приобретали их для дома — вместо традиционных керосиновых ламп. Это навело Мацуситу на мысль начать выпускать настольные лампы, для которых был придуман первый брэнд фирмы — National. Позже эта марка стала одной из самых узнаваемых в мире — как и брэнд Panasonic, появившийся несколько десятилетий спустя.

К концу 20-х у Мацуситы было уже восемь заводов, на которых трудились порядка тысячи рабочих. Компания выпускала 20 наименований товаров: штепселя, электролампочки, электропровода, изоляторы, нагревательные приборы, батарейки, фонари и велосипедные фары, радиоприемники и детали к ним.

Только на рубеже 1950-х годов в компании решили производить товары высокого качества и создали свою систему разработки новой продукции. Однако Мацусита побоялся рисковать и организовал совместное предприятие с голландским концерном Philips. В 1952 году появилась Matsushita Electric Industrial. Японская сторона отчисляла Philips роялти за технологическое руководство. В свою очередь голландцы платили японцам за организацию управления предприятием. Новая фирма построила в Японии современный завод, и Matsushita удалось поднять качество теле- и радиоаппаратуры до мирового уровня. Уже год спустя у компании появилась своя исследовательская лаборатория для разработки новых товаров.

В 1961 году Коносукэ Мацусита принял решение уйти с поста президента Matsushita, сохранив за собой лишь место председателя совета директоров. Однако спустя несколько лет — в разгар экономического кризиса середины 60-х — ему пришлось вернуться к оперативному руководству компанией, чтобы в очередной раз помочь своему детищу преодолеть проблемы. Он руководил ею до середины 80-х годов

Коносукэ считал, что компания Matsushita должна внести свой вклад в развитие общества посредством производства приборов столь же дешевых и доступных, как вода. До сегодняшнего дня (молодые работники иногда смущаются) все сотрудники компании должны каждое утро петь гимн и хором повторять девиз Коносукэ: «Наша работа улучшит жизнь, и мы внесем вклад в общественный прогресс». Так происходит изо дня в день в 46 странах мира. Matsushita Electric Industrial долго находилась под влиянием призрака ее основателя, умершего в 1989 году. Только глобальные убытки заставили руководство компании пересмотреть «святое писание» Мацуситы.

За десятилетия правления Коносукэ Мацуситы его фигура стала культовой, причем не только внутри компании, но и во всем японском корпоративном мире. Вокруг его имени сложился своеобразный фольклор, основанный, впрочем, на реальных случаях. Есть там, например, и такая история, отдаленно напоминающая легенды про Ленина. В 1970 году около 7,6 млн человек посетили павильон Matsushita на Всемирной выставке в Осаке. Через несколько дней после открытия павильона охрана, наблюдавшая за посетителями с помощью специальных телекамер, заметила самого Коносукэ Мацуситу, терпеливо стоявшего в длинной очереди на вход. Отвечавшие за работу павильона сотрудники, ошеломленные неожиданным явлением хозяина, бросились к нему: «Господин Мацусита, ну почему вы стоите здесь в очереди?..». «О, я просто хотел выяснить, сколько времени приходится ждать людям, прежде чем попасть внутрь...» — отвечал Мацусита.

Личная скромность и аскетичность Мацуситы тоже вошли в легенду. Будучи уже очень пожилым человеком, он продолжал летать обычными рейсами, хотя мог позволить себе личный самолет. Первой годовщиной, которую фирма отметила с размахом, было ее 50-летие. Сам Мацусита вспоминал, что хотел отпраздновать пятилетний юбилей, но передумал: а вдруг фирма не доживет до 10-летия? Из этих же соображений не праздновались 10-летие и 20-летие компании. Крайне скромно была отмечена 35-я годовщина, так как незадолго до нее Мацусита побывал в Европе и понял, что радоваться еще рано. И даже на 50-летнем юбилее Мацусита предложил считать, что все эти годы продолжалось «внутриутробное развитие» компании, а ее настоящая жизнь начинается только сейчас.

Слабым местом корпорации Matsushita оказались не технологии, а маркетинг. На мировом ИТ-рынке начались динамичные изменения, а компания оставалась слишком неповоротливой. В Matsushita увлеклись гонкой за новыми продуктами, забывая снимать с производства морально устаревающую и не пользующуюся спросом продукцию.

Хотя к 2000 году основной брэнд — Panasonic — по-прежнему пользовался популярностью во всем мире, и компания удерживала крепкие позиции на национальном японском рынке сотовых телефонов, DVD-оборудования и систем автоматического управления для автомобилей, положение Matsushita в секторе телевизоров и видеомагнитофонов стало заметно слабеть.

В 2002 году Matsushita объявила о крупнейших убытках. По итогам завершившегося финансового года компания потеряла $3,24 млрд. Объем продаж сократился на 10%, составив $51,7 млрд. В компании отметили снижение уровня продаж практически во всех секторах: производство мобильных телефонов, заводских станков и роботов, полупроводников и электронных компонентов. Финансовые результаты Matsushita низвергли ее с лидирующей позиции на мировом рынке бытовой электроники, позволив основному конкуренту — компании Sony — выйти вперед.

Сегодня Matsushita Electric Industrial выпускает весь спектр бытовой и офисной электроники, компьютеры, промышленные и медицинские приборы, средства связи, полупроводники. И работает в 46 странах.

 

 









© 2008 Brendy.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!