Бронемашины.

Великобритания:
Австрия:
 


«White-laffly» AMD.

В 1917 году фирма «Рено» построила новый бронеавтомобиль, установив корпус опытного броневика «Сегюр-Лорфевр» на шасси американского 2-тонного заднеприводного (4×2) грузовика «Уайт». К началу первой мировой войны Франция располагала 2000 шасси «Уайт» двух типов: TAB выпускавшихся в США с 1915 по 1919 год и ТВС, производившихся по лицензии фирмой «Рено» с 1915 по 1922 год. Шасси отличались шириной и естественно, массой, но в серийном производстве бронемашин получивших обозначение «Уайт» использовались и те, и другие. 25 августа 1917 года броневик «Уайт» был принят на вооружение французской армии.

Всего фирмой «Рено» было построено, полностью или частично 230 бронемашин этого типа. Полностью закрытый бронированный корпус машины склепывался из листов катаной стали толщиной 8 мм и обеспечивал защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков малокалиберных снарядов и мин. В состав экипажа, которым командовал унтер-офицер входили еще три человека: водитель переднего поста управления, водитель заднего поста управления и наводчик обслуживавший пушку и пулемет.

В передней удлиненной части корпуса располагалось моторное отделение, имевшее в сечении прямоугольную форму. В нем устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Уайт» с рабочим объемом 3672 см3, развивавший мощность 25,7 кВт (35 л. с.). С двигателем взаимодействовала механическая четырехступенчатая коробка передач, которая обеспечивала движение вперед на четырех скоростях и задним ходом на двух. Топливный бак емкоетью 100 литров позволял бронемашине пройти по дороге с твердым покрытием 250 км без дозаправки.

Двигатель «Уайт» был вполне надежным, но несколько слабоватым по отношению к массе бронемашины, а учитывая почтенный возраст шасси, водителю приходилось постоянно следить за уровнем масла. По дорогам с твердым покрытием 6-тонный бронеавтомобиль «Уайт» двигался с максимальной скоростью 46 км/ч, а по грунтовым дорогам — со скоростью 12-20 км/ч, что было весьма прилично для того периода. Во время эксплуатации в южных районах Марокко, бронемашина двигаясь по бездорожью могла проходить по 100 км за день.

Доступ к двигателю с целью его обслуживания и ремонта обеспечивали две большие съемные панели на стенках бронекапота, крепившиеся болтами к каркасу корпуса. Для защиты радиатора от повреждений моторное отделение закрывалось спереди бронированным горизонтальным жалюзи с двумя установленными под углом неподвижными пластинами и верхней подвижной крышкой, которая поднималась на шарнирных петлях обеспечивая приток охлаждающего воздуха к двигателю.

Позади моторного отделения находилось отделение управления, в котором располагались водитель (слева) и его помощник (справа). Обзор им обеспечивали два лобовых окна с опускаемыми бронекрышками и два круглых смотровых отверстия в бортах отделения управления, также оборудованные бронекрышками полукруглой формы.

Бронемашина была оборудована вторым постом управления для движения назад без разворота. При необходимости этот пост, расположенный в задней части корпуса занимал помощник водителя и вел машину задним ходом. При этом механизм реверсивной передачи допускал на всех четырех передачах примерно такие же скорости движения задним ходом, как и при переднем ходе. Однако передний и задний посты управления не были равноценными, последний не имел всех органов управления.

Кроме того вождение бронемашины задним ходом с использованием кормового рулевого управления требовало определенных навыков и сноровки, так как в этом случае управляющие колеса находились сзади. Наблюдать за местностью водитель заднего поста мог через узкое кормовое окно с бронекрышкой и два боковых смотровых отверстия, подобных тем, что имелись в бортах отделения управления.

Заднюю часть корпуса занимало боевое отделение, стенки которого имели слегка выгнутую форму, что до некоторой степени увеличивало его объем. Над этим отделением размещалась клепаная симметричная башня кругового вращения. На ее крыше имелись два люка, через которые командир машины и наводчик могли вести наблюдение за местностью. Помимо этих люков для обзора были предусмотрены и другие смотровые отверстия с бронекрышками.

В башне противоположно друг другу были установлены 37-мм пушка SA 18 образца 1916 года и 8-мм пулемет «Гочкис». Возимый боекомплект к ним состоял из 198 выстрелов и 5500 патронов. Кроме того в боевом отделении перевозился запасной пулемет, который использовался для стрельбы по воздушным целям. При необходимости он монтировался на вилочной пулеметной установке, расположенной на левом борту на уровне лобового окна. Вести огонь из зенитного пулемета можно было только выйдя из остановившейся бронемашины. В этом случае снаряженная патронная лента подавалась к нему через круглое смотровое отверстие в борту отделения управления.

Для посадки экипажа в машину в обоих бортах боевого отделения имелись большие прямоугольные двери: левая открывалась в сторону кормы, правая — в сторону носовой части бронемашины. На бортах кормовой части корпуса размещались большие ящики для инструментов и запасных частей. Плоский ящик меньших размеров висел на левому борту под круглым смотровым отверстием отделения управления. За ним в специальных скобах крепился штатный шанцевый инструмент — лопата и кирка.

Для езды в темное время суток бронемашина была оборудована большой съемной фарой-прожектором, крепившейся на кронштейнах над жалюзи радиатора и парой фар меньшего размера, которые монтировались у верхних углов передней стенки моторного отделения. Третья фара служившая для освещения дороги при движении задним ходом, располагалась на левом заднем крыле бронемашины.

В заднеприводной (4×2) ходовой части машин раннего выпуска использовались деревянные спицованные колеса с пулестойкими шинами типа «Дюкасбль», причем на заднюю ось устанавливались двускатные колеса. Нагрузка на оси распределялась следующим образом: 2,2 т приходились на переднюю ось, 3,8 т — на заднюю. В 1925 году на смену спицованным колесам пришли дисковые с пневматическими шинами. Задняя ось оборудовалась колесами с двойными скатами.

Вплоть до лета 1934 года бронеавтомобиль «Уайт» являлся основной ударной силой французских бронекавалерийских войск. Он служил во Франции, Марокко, на Ближнем Востоке и даже в Шанхае и эксплуатировался до полного износа запасных частей. В конце 1931 года броневик-ветеран подвергся модернизации — бронекорпуса 39 машин были установлены на шасси 50 сильного грузовика «Лаффли» LC2.

К сентябрю 1939 года в Северной Африке оставались еще 57 бронеавтомобилей «Уайт» с «родным» шасси. Последний раз они участвовали в бою в 1941 году на Ближнем Востоке в составе 6-го и 7-го бронекавалерийских полков.








Австралия:

© 2008 Bronetehnika.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!