Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1954 года.

 

ЧМ 1954 года - Чемпионаты Мира формулы-1

С 1954 года в действие вступила новая Формула 1. Ее единственным требованием по отношению к автомобилям было ограничение рабочего объема двигателей: 2500 см3 для атмосферных и 750 см3 для компрессорных. Последней весьма сомнительной возможностью так и не воспользовалась ни одна команда. Что до 2,5-литровых двигателей, то малая разница в рабочем объеме с двухлитровыми моторами формулы 2 давала возможность не проектировать новые двигатели, а просто увеличить объем старых (так поступили, например, в «Gordini» и «Connaught»). В «Ferrari» одновременно модернизировали старые «-500» и спроектировали новую модель «-553»; в «Maserati», существенно переработав прошлогоднюю модель, получили впоследствии знаменитую «-250F».

Две фирмы, дебютировавшие в том году в формуле 1, — «Mercedes-Benz» и «Lancia» — начали проектирование с чистого листа, и их автомобили внесли в формулу 1 много новых технических решений. Сезон начался гонкой в Аргентине. Здесь в квалификации три из четырех мест первого ряда заняли гонщики на «Ferrari»: Джузеппе Фарина, Хосе Фройлан Гонсалес и Майк Хоуторн; компанию им составил Фанхио. Эта четверка боролась за лидерство на протяжении всей дистанции: до тридцать пятого круга первое место оспаривали друг у друга гонщики «Ferrari», а затем к ним присоединился и Фанхио.

После еще нескольких обгонов за двадцать три круга до финиша он окончательно вышел вперед и сумел на этих кругах отыграть у ставшего вторым Фарины 1 мин 19,0 с. Третье место досталось Гонсалесу, отставшему от Фанхио уже на 2 мин 01,0 с, но получившему зато дополнительное очко за лучший круг в гонке. Четвертое место занял после схода Хоуторна еще один представитель «Scuderia Ferrari» — Морис Тринтиньян.

Следующий этап состоялся в Бельгии. На трассе Спа-Франкоршамп Фанхио практически не было конкурентов, лишь Фарина, стартовавший вторым, в первой трети гонки преследовал его, иногда выходя вперед, но, когда на пятнадцатом круге поломка системы зажигания вынудила экс-чемпиона мира покинуть гонку, Фанхио без особых затруднений приехал первым, отыграв у Тринтиньяна 24,2 с. Третье место занял Стирлинг Мосс на частной «Maserati» — в карьере замечательного британского гонщика это были первые очки.

Во Франции, где проходила четвертая гонка чемпионата (считая «Indy-500», в которой, как и год назад, победил Билл Вукович), должен был состояться дебют новых команд: «Lancia» и «Mercedes-Benz», однако автомобили первой оказались к тому моменту еще недостаточно доведенными. Немецкая же команда вышла на старт и буквально разгромила всех соперников: Фанхио и Карл Клинг уже на старте ушли в отрыв и финишировали с интервалом 0,1 с, привезя всем остальным по кругу и более отставания.

Занять все три первые места пилотам «серебряных стрел» помешала досадная поломка двигателя у шедшего третьим Ганса Херрманна, который показал перед этим лучший круг в гонке, и его место занял Робер Манзон на частной «Ferrari». Стало ясно, что, по крайней мере, до дебюта «Lancia» конкурентов «Mercedes-Benz» нет. Но в Великобритании случилось неожиданное: красивые обтекаемые кузова «-W196» полностью закрывали колеса, и на извилистой трассе Сильверстоун гонщики просто лишались ориентировки (в Реймсе, где трасса состояла почти из одних прямых, это не играло роли).

Фанхио смог занять поул-позицию, но в гонке после нескольких столкновений со столбиками и ограждениями привел свой изрядно помятый автомобиль к финишу лишь на четвертом месте, проиграв круг победителю — Гонсалесу. Впереди были также Хоуторн, ставший вторым, и Онофре Маримон (третье место). Гонка была также примечательна тем, что лучшее время круга в ней показали сразу семеро гонщиков, из-за чего одно очко за лучший круг пришлось делить на семь частей — каждому досталось по 0,14 очка.

Причиной этого необычного явления стало то, что хронометраж гонки велся с точностью до секунды вместо 0,1 с на остальных этапах. Во время квалификации перед следующим, шестым этапом — Гран-При Германии — погиб протеже и бывший партнер Фанхио по «Maserati» Маримон. Его соотечественники Фанхио и Гонсалес были совершенно подавлены и хотели вообще отказаться от участия в гонке. Тем не менее, оба вышли на старт. Фанхио и Клинг, получившие в свое распоряжение новую модификацию «Mercedes-Benz-W196» с открытыми колесами, долго оспаривали между собой лидерство, но затем Клинг повредил подвеску и прибыл на финиш только четвертым, проиграв Фанхио более шести минут.

Гонсалес в паре с Хоуторном занял второе место, отстав от Фанхио на 1 мин 36,5 с. Фанхио выиграл и Гран-При Швейцарии, седьмой этап чемпионата, что принесло ему второй титул чемпиона мира. Гонсалес стал вторым, Херрманн — третьим. В гонке хорошо показал себя Мосс, который всерьез боролся за место на пьедестале почета, но был вынужден сойти, находясь на четвертом месте. Победа ускользнула от него и во время восьмой гонки в Италии, где англичанин в четвертой гонке подряд стартовал из первого ряда, а затем вступил в схватку за лидерство с такими грозными соперниками, как Фанхио, Клинг и Альберто Аскари.

На тридцать седьмом круге из гонки выбыл Клинг, а Мосс тем временем, за спиной лидировавшего Аскари пройдя Фанхио, стал подбираться и к итальянцу и на сорок пятом круге вышел в лидеры гонки. Аскари немедленно отыгрался, но вскоре на его «Ferrari» «кончился» двигатель, и Мосс вернулся на первую позицию. К сожалению, он сошел за девять кругов до финиша из-за трещины в картере двигателя и был квалифицирован в итоге лишь десятым.

Последним этапом чемпионата была гонка в Испании, в которой наконец-то дебютировала команда «Lancia», которую представляли Аскари и его давний друг, учитель и наставник Луиджи Виллорези, вместе с Альберто покинувший «Ferrari». Аскари занял поул-позицию и лидировал в гонке на протяжении семи кругов, но сошел. Борьба за лидерство перешла к Хоуторну, Тринтиньяну и Гарри Шеллу. Последние два, однако, сошли: Шелл — на двадцать девятом круге, Тринтиньян — на сорок седьмом. Хоуторн стал лидером и в итоге выиграл гонку. Вторым финишировал Луиджи Муссо на «Maserati».

Фанхио стал только третьим: сначала систему впрыска топлива никак не удавалось хорошо настроить, а затем к воздухозаборнику его автомобиля ветром прибило газету, и двигатель стал быстро перегреваться. Аргентинец сбавил скорость и в итоге проиграл Хоуторну круг. Все же, несмотря на неудачное окончание сезона, команда «Mercedes-Benz» произвела впечатление на итальянцев из «Ferrari» и «Maserati». Лишь «Lancia», чьи автомобили, как и «серебряные стрелы», были свободны от груза технических решений прошлых лет, могли оказывать им серьезную конкуренцию.

Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.

Гонщик Автомобиль Очки

Х.-М. Фанхио «Maserati-250F», «Mercedes-Benz-W196» 42
Ф. Гонсалес «Ferrari-625», «-553» 25,14
М. Хоуторн «Ferrari-625», «-553» 24,14
М. Тринтиньян «Ferrari-625», «-553» 17
К. Клинг «Mercedes-Benz-W196» 12
Б. Вукович «Kurtis-Offenhauser» 8
Г. Херрманн «Mercedes-Benz-W196» 8
Д. Фарина «Ferrari-625» 6
Д. Брайан «Kuzma-Offenhauser» 6
Л. Муссо «Maserati-250F» 6
Р. Мьерес «Maserati-250F» 6

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!