Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1957 года.

 

ЧМ 1957 года - Чемпионаты Мира формулы-1

Перед началом сезона 1957 года расстановка сил в Формуле 1 мало изменилась. На вершине по-прежнему был четырехкратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио, из «Ferrari» перешедший теперь в «Maserati». В Маранелло же существенно переработали прошлогодние «Lancia-Ferrari-D50» и получили практически новые автомобили, получившие заводской индекс «Ferrari-801».

Эти две итальянские команды и считались фаворитами чемпионата. Английскую «конюшню» «Vanwall», куда перешел двукратный вице-чемпион мира Стирлинг Мосс, мало кто рассматривал всерьез. В четвертый раз за четыре года Хуан Мануэль Фанхио выиграл Гран При Аргентины, свою домашнюю гонку, открывавшую восьмой чемпионат мира. Товарищ Фанхио по команде Жан Бера, сражавшийся с ним на протяжении почти всей дистанции, занял в итоге второе место, проиграв победителю 18,3 с.

Следом финишировали еще два гонщика на «Maserati» — Карлос Мендитеги (-1 круг) и Гарри Шелл (-2 круга), — а Стирлинг Мосс, также выступавший на «Maserati» (команда «Vanwall» в этой гонке не участвовала), стартовал с поул-позиции, но финишировал лишь восьмым, показав, однако, лучший круг в гонке. Команда «Ferrari» не смогла достойно ответить на такой удар: хотя в начале гонки Питер Коллинз и Эудженио Кастеллотти и боролись с Бера за лидерство, оба они сошли.

В конце концов «Ferrari» в Буэнос-Айресе достались только пятое (Хосе Фройлан Гонсалес и Альфонсо де Портаго) и шестое (Коллинз, Вольфганг фон Трипс и Чезаре Пердиза) места. В Монако на старт, наконец, вышла команда «Vanwall» со своими новыми автомобилями, и Мосс тут же показал третье время в квалификации. Он лидировал первые четыре круга, но на пятом, столкнувшись с Коллинзом и Майком Хоуторном, выбыл из гонки. После этого у Фанхио не осталось конкурентов: не сумевший реализовать свою поул-позицию и проигравший старт аргентинец блестяще реабилитировался, удержав лидерство на протяжении оставшихся ста кругов.

Тони Брукс на «Vanwall» занял второе место, отстав на 25,2 с. Третье и четвертое места заняли два гонщика, дебютировавшие здесь в чемпионате мира: Мастен Грегори и Стюарт Льюис-Эванс (последние три очка команды «Connaught»). Пятым финишировал опытный Морис Тринтиньян, сменивший в «Ferrari» Кастеллотти, погибшего во время тестов команды в Модене. Третьим в гонке долго шел Джек Брэбхэм на «Cooper-Climax-T43» с задним расположением двигателя.

Трасса в Монако давала преимущество такой конструкции, но за три круга до финиша отказал топливный насос. С превеликим трудом Брэбхэм добрался до финиша шестым — время «заднемоторной революции» еще не наступило.7 июля прошел Гран-При Франции. Фанхио занял поул-позицию (2 мин 21,5 с), вторым на старте стоял Бера (2 мин 22,6 с), третьим — Луиджи Муссо на «Ferrari» (2 мин 22,7 с). Муссо лидировал первые три круга, но затем уступил атакам Фанхио и проиграл ему на финише 50,8 с. Коллинз и Хоуторн финишировали третьим и четвертым.

В результате после четырех гонок сезона (третьим этапом считалась «Indy-500», которую выиграл Сэм Хэнкс) Фанхио имел 25 очков, в то время как ни один из его преследователей не набрал больше восьми (Хэнкс и Бера). Мосс, два года подряд становившийся вторым в чемпионате, имел всего одно очко за лучший круг в Аргентине. Однако на пятом этапе в Великобритании через две недели именно Мосс прервал победную серию Фанхио.

Он занял поул-позицию (2 мин 00,2 с), опередив Бера и Брукса. Вскоре после старта двигатель на автомобиле Мосса начал давать перебои, и Бера вышел вперед. Срочный визит в боксы не дал никакого результата. Тогда Бруксу (находившемуся на шестом месте) было дано указание заехать в боксы и отдать автомобиль Моссу. На трассу Мосс вернулся уже девятым, но быстро вышел на четвертое место, позади Стюарта Льюис-Эванса, Хоуторна и Бера. Льюис-Эванс довольно скоро был вынужден сбавить скорость и стал в итоге лишь седьмым с восьмикруговым отставанием, Бера сошел на семидесятом круге из-за неисправности сцепления, Хоуторн был на финише только третьим, и Мосс выиграл гонку.

Это был памятный день для британского автоспорта — впервые автомобиль, окрашенный в «британский гоночный зеленый», с англичанином за рулем, выиграл этап чемпионата мира, а то обстоятельство, что это произошло именно в Великобритании, делало событие еще более символичным. Фанхио, несмотря на неудачу в Эйнтри, где он сошел, оставался лидером чемпионата, опережая ближайшего преследователя — Муссо — на 12 очков. Для того чтобы окончательно стать недосягаемым для соперников, ему было нужно победить в Гран-При Германии 4 августа. Эта гонка стала звездным часом карьеры Фанхио в формуле 1. В квалификации он показал время 9 мин 25,6 с — почти на три секунды лучше, чем второй результат Хоуторна.

Он проиграл старт Хоуторну и Коллинзу, но на третьем круге обошел их и начал уходить в отрыв: его «Maserati» имела половинный запас топлива и была, поэтому гораздо легче, чем «Ferrari» соперников, но это вынуждало Фанхио совершить пит-стоп на середине дистанции. Все шло по плану, и к моменту заезда в боксы он имел 28 с преимущества над Хоуторном. Но дозаправка затянулась, и Фанхио выехал на трассу, отставая от соперников на 50 с. Он в невероятном темпе стал догонять их, пройдя под конец большое кольцо Нюрбургринг за 9 мин 17,4 с — на 24,2 с лучше, чем свой прошлогодний результат. К последнему кругу он настиг и опередил сначала Коллинза, а потом и Хоуторна и финишировал с преимуществом в 3,6 с (142,943 км/ч).

После финиша Фанхио заявил: «Я достиг предела возможностей автомобиля, а, может быть, и перешел его. Я больше никогда не буду ездить с таким риском и знаю, что это было в последний раз». Это действительно была последняя, двадцать четвертая, победа Фанхио в формуле 1, однако она принесла ему пятый титул чемпиона мира. Коллинз, чьи очки были разбиты вылетевшим из-под колеса машины Фанхио камнем, отстал на 35,6 с. Вслед за ним финишировали Муссо (3 мин 37,6 с отставания) и Мосс (4 мин 37,5 с).

Гонки в Бельгии и Нидерландах были отменены, и в календарь была срочно введена итальянская гонка, проводившаяся на 25-километровом кольце по дорогам общего пользования к северо-западу от города Пескара. Команда «Ferrari» в этом Гран-При не участвовала — Энцо Феррари всегда был принципиальным противником дорожных гонок. Для Муссо был выставлен «частный» автомобиль, на котором он занял в квалификации третье место и лидировал первый круг, после чего пропустил вперед Мосса, а на десятом круге сошел из-за утечки масла.

Мосс выиграл у ставшего вторым Фанхио 3 мин 13,9 с — и это несмотря на то, что в квалификации проиграл ему же 10,1 с. Команда «Vanwall» явно становилась грозным соперником, и это ярко продемонстрировала и заключительная, восьмая, гонка сезона, состоявшаяся 8 сентября в Монце.

Здесь гонщики «Vanwall» показали три лучших результата в квалификации: Льюис-Эванс занял поул-позицию (1 мин 42,4 с), вторым стартовал Мосс (1 мин 42,7 с), третьим — Брукс (1 мин 42,9 с). В то время первый ряд стартового поля Монцы, как и большинства других трасс формулы 1, занимали три гонщика, но обеспокоенные участью родных «Ferrari» и «Maserati» организаторы гонки пустили в ход нечестные приемы и объявили, что с первого ряда будут стартовать четыре участника.

Так рядом с тремя «Vanwall» оказалась «Maserati» Фанхио, показавшего 1 мин 43,1 с. Но сразиться с британской командой ему удалось лишь в начале гонки, когда он на четыре круга отобрал лидерство у Мосса.

Затем Мосс вновь вышел вперед, а с Фанхио довольно быстро расправился еще и Брукс. Потом Тони обошел и Мосса, а еще тремя кругами позже уступил атакам Льюис-Эванса. Последний начал было уходить в отрыв, но из-за поломки двигателя сбавил скорость и, продержавшись в гонке еще некоторое время и опустившись на тринадцатое место, сошел окончательно. Это произошло на двадцатом круге, а с двадцать первого и до конца гонки вновь лидировал Мосс.

Фанхио стал вторым, проиграв ему 41,2 с. Аргентинский Маэстро, не имевший себе равных в трех предыдущих сезонах, внезапно столкнулся с очень сильными конкурентами — британскими гонщиками на британских машинах. Это и стало началом конца эры господства красного цвета на трассах чемпионатов мира — уже в следующем году формула 1 начала быстро зеленеть.

Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.

Гонщик Автомобиль Очки

Х.-М. Фанхио «Maserati-250F» 40
С. Мосс «Vanwall-VW1-10/57», «Maserati-250F» 25
Л. Муссо «Ferrari-801» 16
М. Хоуторн «Ferrari-801» 13
Т. Брукс «Vanwall-VW1-10/57» 11
М. Грегори «Maserati-250F» 10
С. Хэнкс «Epperly-Offenhauser» 8
Ж. Бера «Maserati-250F» 8
П. Коллинз «Ferrari-801» 8
Г. Шелл «Maserati-250F» 8

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!