Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1964 года.

 

ЧМ 1964 года - Чемпионаты Мира формулы-1

К началу сезона 1964 года в Формуле 1 не произошло каких-либо особых изменений, и фавориты чемпионата остались прежними. Главным из них был, конечно, Джим Кларк, действующий чемпион мира. Он наглядно продемонстрировал свои намерения сохранить за собой титул и в этом году, заняв поул-позицию на первом этапе чемпионата мира в Монако.

В гонке он лидировал, но после нескольких ударов об ограждение подвеска не выдержала, и Кларку пришлось заехать в боксы на тридцать шестом круге. К девяносто третьему (из ста) кругу ему удалось выйти на второе место, но вскоре двигатель на его «Lotus» отказал, и Кларк был квалифицирован лишь четвертым с четырехкруговым отставанием от победителя — Грэхема Хилла на BRM. Товарищ Хилла по команде Ричи Джинтер, хотя и стал вторым, проиграл ему целый круг, а финишировавший третьим Питер Арунделл из «Lotus» — три круга.

Хорошо показала себя команда «Brabham»: ее основатель Джек Брэбхэм стартовал вторым, проиграв Кларку лишь 0,1 с, а Дэн Герни лидировал в середине гонки. К сожалению, оба они сошли из-за механических неисправностей. Примерно та же история повторилась и на втором этапе в Нидерландах: Герни стоял на поул-позиции, но гонку закончить не смог. Впрочем, соперничать с Кларком ему все равно не удалось бы — чемпион мира провел на первом месте все восемьдесят кругов гонки, и хоть как-то выдержать заданный им темп смог только Джон Сертиз, единственный, не отставший на финише на круг (Кларк опередил его на 53,6 с). Арунделл опять стал третьим, а Хилл — четвертым и после двух этапов вместе с Кларком возглавил чемпионат.

Третьим этапом был Гран-При Бельгии, где Герни вновь стоял на поул-позиции, причем на этот раз он выиграл ее с солидным преимуществом — в 1,8 с — над стартовавшим вторым Хиллом. Со старта калифорниец ушел первым и после схода пытавшегося конкурировать с ним Сертиза уверенно возглавил пелотон. Однако на двадцать девятом круге из тридцати двух топливо в баках его «Brabham» стало кончаться, и Герни обогнали Хилл и Брюс Мак-Ларен, а чуть позже — задержавшийся на старте и поэтому отставший Кларк.

Через два круга закончилось топливо и у Хилла, и Мак-Ларен, перехвативший лидерство, всерьез было вознамерился принести команде «Cooper» первую после Гран-При Монако 1962 года победу, но топливный кризис перед самым финишем настиг и его; он смог медленно, экономно расходуя остатки топлива, доехать до финиша, но лишь вторым, пропустив вперед Кларка, неожиданно для самого себя одержавшего победу.

Третьим финишировал Брэбхэм, четвертым — Джинтер. Хилл был квалифицирован пятым, а Герни — шестым. По итогам трех гонок в чемпионате лидировал Кларк с 21 очком. Второе место занимал Хилл, имевший 14 очков, третье — Джинтер (9), четвертое — Арунделл (8). Пятое и шестое места делили Сертиз и Мак-Ларен с 6 очками каждый. В Кубке Конструкторов «Lotus» с 22 очками также начал отрываться от BRM с 15.

Герни после двух этапов, в которых он показал, на что способен, но в которых ему отчаянно не везло, имел всего одно-единственное очко. Но уже после Гран-При Франции, четвертого этапа чемпионата, он ворвался в ряды лидеров, выиграв гонку, впервые для команды «Brabham». Хилл, пробившийся с тринадцатого места после разворота, стал вторым.

Кларк вновь лидировал, но выбыл из борьбы после поломки двигателя на тридцать втором круге. Также сошел и Сертиз (на третьем круге). Третье место в этой гонке досталось Брэбхэму. Гран-При Великобритании в 1964 году впервые прошел на трассе Брандс Хэтч. Здесь Кларка не преследовали механические проблемы, и на его счету оказался score parfait. Хилл долго боролся с ним за победу и отстал на финише на 2,8 с, а вот ставший третьим Сертиз имел 1 мин 20,6 с отставания.

Второй номер «Ferrari» Лоренцо Бандини стал пятым, вслед за Брэбхэмом, а экс-чемпион мира Фил Хилл на «Cooper» — шестым. Кларк после пяти гонок имел 30 очков, а Хилл — 26. Их преимущество над остальными было очень велико: у Джинтера, Арунделла и Брэбхэма было по 11 очков, а Герни и Сертиз имели по 10, — и казалось, что третий год подряд только Кларк и Хилл будут оспаривать титул чемпиона.

Но Сертиз показал, что готов вмешаться в эту борьбу, уверенно выиграв следующий этап — Гран-При Германии. С ним пытались соревноваться Кларк и Герни, но Il Grande John оба раза возвращал себе лидерство. Кларк вскоре вообще сошел с отказавшим в очередной раз двигателем, а Герни финишировал только десятым с кругом отставания. Вторым в итоге стал Хилл, а третьим — Бандини.

На этом же этапе в формуле 1 дебютировала японская команда «Honda», автомобилем которой управлял американец Ронни Бакнам. На старте он был двадцать вторым и последним, показав время, на 20 с худшее, чем предпоследний результат, а в гонке продержался до одиннадцатого круга, когда совершил ошибку и превратил машину в металлолом — сказывался недостаток опыта.

Следующим этапом чемпионата являлся первый Гран-При Австрии, прошедший 23 августа на аэродроме в Цельтвеге. Поул-позицию (1 мин 09,8 с) занял Хилл, но для него, так же, как и для Сертиза, Герни, Кларка и многих других, гонка закончилась досрочно — на шестом круге вышел из строя распределитель зажигания. Сошли также Герни и Кларк — из-за поломок подвески (покрытие полос аэродрома было очень неровным), — и Сертиз — с отказавшим сцеплением.

Из-за всех этих сходов лидером на сорок седьмом круге стал Бандини, который удержал эту позицию до финиша и выиграл единственный раз в своей карьере. Вторым стал Джинтер, отставший не так уж и намного — плюс 6,18 с. Третье место удерживал за собой Йохен Риндт, проводивший свою дебютную гонку в чемпионате мира за рулем «Brabham-BRM» Роба Уокера, но он тоже пострадал из-за качества покрытия (а, вернее, из-за отсутствия качества), и третьим стал Боб Андерсон, чье отставание от Бандини составило уже три круга. Остальные места в зачетной шестерке заняли: Тони Маггс на BRM команды «Centro Sud», Иннес Айрленд на BRP и Иоаким Бонньер, так же, как Риндт, выступавший за команду Уокера.

Чемпионат продолжился в Италии. Первая линия на стартовом поле была занята Сертизом (1 мин 37,4 с), Герни (1 мин 38,2 с) и Хиллом (1 мин 38,7 с); Кларка они оттеснили на четвертое место. Одного из этой тройки лидеров — Хилла — уже на старте вывело из борьбы сгоревшее сцепление, и за победу долго вели борьбу Герни и Сертиз, почти тридцать раз в ходе гонки обгонявшие друг друга.

Тем временем Кларк сумел пройти Мак-Ларена в борьбе за третье место и стал приближаться к лидерам, но в очередной раз сошел — опять двигатель. Досрочно закончилась гонка и для Герни, а Мак-Ларен, вышедший благодаря этому на второе место, уже более чем на минуту отставал от Сертиза, который спокойно довел гонку до победного конца. Третьим стал Бандини. В США выигравшего квалификацию Кларка ждал очередной сход, и основная борьба за победу шла между Хиллом, Сертизом и Герни. Последний прекратил гонку из-за утечки масла, и Хилл победил, опередив Сертиза и Йозефа Зифферта из команды Уокера.

Перед последней гонкой в Мексике Кларк все еще имел 30 очков, в то время как Хилл и Сертиз — 39 и 34 соответственно. Лидерство в Кубке Конструкторов захватила «Ferrari» с 43 очками, но у BRM было всего на одно меньше. На победу все еще могла рассчитывать и команда «Lotus», несмотря на серию неудач Кларка в четырех гонках подряд: у нее на счету было 36 очков, а в случае победы Кларка на десятом этапе стало бы 43, но при четырех победах против трех у «Ferrari».

У «Brabham», чьи машины столько же отличались своей быстротой, сколько и ненадежностью, было только 21 очко в командном зачете. Поул-позицию в Мексике, на последнем этапе чемпионата, занял Кларк (1 мин 57,24 с), который и захватил лидерство со старта. Сертиз, мотор, которого в начале гонки стал давать перебои, отстал, но его интересы защищал Бандини. Когда Хилл после безнадежно проигранного старта пробился на третье место, гарантировавшее ему титул, Бандини в борьбе за это место на тридцать первом круге вытолкнул его с трассы.

В гонке за Кларком не успевал никто — его преимущество над Герни составляло около 20 с, — но за семь кругов до финиша началась утечка масла, и он сбавил скорость, надеясь все же финишировать первым. Но не удалось — на последнем круге двигатель скончался совсем. Из соискателей чемпионской короны на трассе остался лишь Сертиз, но третьего места, на котором он шел, было недостаточно: чтобы выиграть чемпионат, ему нужно было финишировать хотя бы вторым. Эту позицию занимал Бандини, который перед самым финишем догадался пропустить Сертиза вперед (опять «командная тактика»!), и в общем зачете Сертиз опередил Хилла на одно очко, при том, что Хилл имел общую сумму на одно больше.

Кубок Конструкторов также достался «Ferrari» — BRM в Мексике очков не досталось, а Майк Спенс на «Lotus» стал только четвертым. Команда Джека Брэбхэма, хотя и получила сразу девять очков, не смогла опередить «Lotus» и осталась четвертой.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.

Гонщик Автомобиль Очки

Д. Сертиз «Ferrari-158» 40
Г. Хилл BRM-P261 39
Д. Кларк «Lotus-Climax-33» 32
Л. Бандини «Ferrari-158» 23
Р. Джинтер BRM-P261 23
Д. Герни «Brabham-Climax-BT11» 19
Б. Мак-Ларен «Cooper-Climax-T73» 13
П. Арунделл «Lotus-Climax-33» 11
Д. Брэбхэм «Brabham-Climax-BT11» 11
Й. Зифферт «Brabham-BRM-BT11» 7

Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!