Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1966 года.

 

ЧМ 1966 года - Чемпионаты Мира формулы-1

1965 год был последним для Формулы 1 с 1,5-литровыми двигателями. С сезона 1966 в действие вводились новые правила, поднимавшие максимальный рабочий объем до 3000 см3. Это вызвало панику как среди команд, так среди и производителей двигателей. Фирма «Coventry Climax», чьи 1,5-литровые моторы использовались многими командами, была куплена компанией «Jaguar», формула 1 в сферу интересов которой не входила, и бывшим клиентам «Climax» — «Lotus», «Brabham», «Cooper» — пришлось собственными силами находить выход из положения.

Так, «Cooper» перешел на использование двигателей «Maserati», в основе которых лежала еще 2,5-литровая конструкция Джулио Альфьери двенадцатилетней давности, «Brabham» — австралийских «Repco», построенных на основе серийных двигателей «Oldsmobile». В «Lotus» сделали ставку на новый H-образный 16-цилиндровый мотор BRM-P75, появившийся на Гран-При Бельгии; в самой же «Owen Racing Organisation» этот двигатель дебютировал только в Монце.

«Honda» тоже опоздала с дебютом новой модели. Лучше всех из сложившегося положения вышла «Ferrari», чья новая модель «-312» появилась уже на первом Гран При сезона (хотя и в «Scuderia» тоже была переходная модель «-246», представлявшая собой прошлогоднее шасси «-1512» с 2,4-литровым двигателем для серии «Tasman»). Дебютировали в чемпионате мира и две новые команды: «Anglo-American Racers», созданная Дэном Герни, а также «McLaren», на чьи автомобили устанавливались двигатели «Ford», предназначенные для гонок американской серии USAC, и итальянские маломощные «Serenissima».

Первая гонка сезона прошла 22 мая в Монако, где медленная трасса уравнивала шансы старых и новых двигателей. Поул-позицию занял Джим Кларк на «Lotus-33» с расточенным до 2 л двигателем «Climax», а рядом с ним на старте стоял Джон Сертиз на новой «Ferrari-312». Со старта Il Grande John вышел вперед, затем на месте лидера его сменил Джекки Стюарт на BRM-P261 с 1,9-литровым двигателем, в итоге и выигравший гонку.

Лоренцо Бандини на «Ferrari-246» стал вторым, проиграв Стюарту 40,2 с, а вслед за ним финишировали два гонщика на BRM — Грэхем Хилл, отставший на круг, и Боб Бондурант, представлявший частную команду, с отставанием уже в пять кругов. Кроме этой четверки, гонку больше не закончил никто. Второй этап чемпионата в Бельгии проходил под сильным дождем, и уже на первом круге пелотон сократился до семи участников.

Среди тех, кто прекратил гонку, оказался и Стюарт, авария которого чуть было не стоила ему жизни. После вылета с трассы его автомобиль перевернулся, и с ног до головы облитый бензином из пробитого бака Джекки, каждую секунду ожидая пожара, не мог выбраться из кокпита до тех пор, пока не подоспела помощь со стороны Хилла и Бондуранта. Лидером же гонки со старта стал Сертиз, выигравший накануне поул-позицию с 3,2-секундным преимуществом над Йохеном Риндтом. Последний, однако, уже на четвертом круге опередил Сертиза и двадцать кругов невероятными усилиями удерживал его за собой.

В конце концов, на двадцать четвертом круге «Cooper» развернуло, и Сертиз одержал победу. Риндт все же мог не опасаться за свое второе место, так как ставший третьим Бандини проиграл победителю круг. Четвертым стал Джек Брэбхэм, а пятым и последним из финишировавших — Ричи Джинтер. Казалось, что за победу в чемпионате будут бороться те же гонщики, что и раньше. Но уже на Гран-При Франции в Реймсе это мнение было всерьез поколеблено неожиданной победой Брэбхэма.«Черного Джека» как фаворита уже давно никто не рассматривал, а его победа стала первой после Гран-При Португалии 1960 года.

Вторым стал Майк Паркс, сменивший ушедшего в «Cooper» Сертиза, третьим — Деннис Хьюм на втором «Brabham». Риндт занял четвертое место. Здесь, в Реймсе, команда BRM попыталась вывести на старт модель -P83 с двигателем H16, но после того, как Хилл в квалификации проиграл на круге пять секунд поул-позиции Бандини, от этой затеи отказались. Что до Бандини, то он был признан главным неудачником гонки: поул-позиция, лучшее время круга, тридцать один круг лидерства и порвавшийся тросик «газа», из-за которого Лоренцо проиграл Брэбхэму 11 кругов и не был квалифицирован.

Брэбхэм выиграл именно из-за этой неудачи итальянца, и его победу можно было, конечно, посчитать случайной. Однако победная серия продолжилась и в Брандс Хэтч, где Джек показал score parfait, а в дополнение к этому Хьюм стартовал и финишировал вторым. Единственным, кто пытался побороться на мокрой трассе с этим дуэтом антиподов, был Риндт, но на финише он стал лишь пятым. Бывшие фавориты полуторалитровой формулы 1 — Хилл и Кларк — заняли третье и четвертое места. Первое в своей истории очко получила команда «McLaren» — ее основатель финишировал шестым.

Два следующих Гран-При в Нидерландах и Германии снова выиграл Брэбхэм, и, если не считать достаточно продолжительного лидерства Кларка в Зандвоорте и его же поул-позиции на Нюрбургринге, соперников Джеку в этих гонках не нашлось. На восемнадцать взятых Брэбхэмом очков соперники ответили девятью (Хилл), шестью (Сертиз), пятью (Стюарт) и четырьмя (Кларк и Риндт).

В итоге после своих четырех подряд побед Брэбхэм лидировал в чемпионате, имея 39 очков, а ближайший его преследователь — Хилл — располагал лишь 17. По 15 было у Сертиза и Риндта, 14 — у Стюарта, а замыкал шестерку Бандини с 11 очками. Брэбхэм уже почти обеспечил себе победу в чемпионате: титул у него мог отобрать лишь Сертиз, и то при условии, что он выиграет все три оставшиеся гонки, а Брэбхэм ни в одной из них не финиширует выше третьего места.

Хилл, хотя и имел больше очков, чем Сертиз, получил их за четыре гонки и мог получить за пять зачетных результатов максимум 37 очков. То же самое относилось и к Риндту. В Кубке Конструкторов сложилась следующая ситуация: у «Brabham» было 39 очков, а у «Ferrari» и BRM — лишь 23 и 22 соответственно. Две эти команды могли еще стать первыми, но при тех же условиях, что и в личном зачете.

4 сентября состоялся Гран-При Италии, где победа ждала «Ferrari»: Паркс и Людовико Скарфиотти заняли на стартовом поле первые два места и повторили этот результат на финише, разве что в обратном порядке: Скарфиотти выиграл у Паркса 5,8 с. Большая часть лидеров до финиша не добралась: Стюарт с Хиллом на BRM-P83 сошли уже на первом и шестом кругах (в отношении шестнадцатицилиндровых монстров это, впрочем, следовало принять как должное), на восьмом выбыл из борьбы Брэбхэм. Впрочем, Джек особо не расстраивался по этому поводу — двадцать четыре круга спустя, когда «Cooper» Сертиза остановился с пустым топливным баком, исход чемпионата мира стал окончательно ясен.

А вот вопрос о победителе Кубка Конструкторов не был еще решен окончательно, так как исход гонки вполне отвечал тем условиям, когда выиграть могла «Ferrari»: Хьюм стал третьим и по существовавшему тогда правилу пяти лучших гонок прибавил к счету «Brabham» только одно очко. В Уоткинс Глен, на Гран-При США, схватку за победу долгое время вели Брэбхэм и Бандини. Для обоих борьба закончилась бесславно: у захватившего лидерство Бандини на тридцать пятом круге сгорел двигатель, то же самое случилось на пятьдесят шестом с Брэбхэмом. Выиграл Кларк на «Lotus-43», сконструированном под двигатель BRM-P75 H16.

Двигатели, установленные на автомобилях BRM-P83, имели неисправности каждый раз, когда они участвовали в гонках, что и привело к снижению и без того невысоких результатов английской «конюшни» в конце сезона. Три следующих места вслед за Кларком заняли гонщики на «Cooper»: Риндт, оставшийся на последнем круге без горючего, Сертиз, а также Йозеф Зифферт из команды Роба Уокера.

Пятым стал Брюс Мак-Ларен, чей автомобиль на этот раз был оснащен двигателем «Ford». Гран-При США определил команду-победителя Кубка Конструкторов: несмотря на сходы Брэбхэма и Хьюма, их команда стала недосягаемой, так как победил не гонщик «Ferrari». Последний этап чемпионата в Мексике выиграл Сертиз на «Cooper», что позволило ему опередить Риндта в борьбе за второе место в чемпионате. Вторым финишировал Брэбхэм и тем самым увеличил свой счет на три очка.

Хьюм, ставший третьим, вышел на четвертое место в чемпионате, опередив Хилла и Кларка. Четвертое место занял Джинтер на новой «Honda-RA273», дебютировавшей в Монце. Американец даже возглавил пелотон на первом круге, и даже когда мощную, но явно не дотягивавшую по своему уровню до большинства машин команд-лидеров «Honda» задвинули обратно на подобавшие ей вторые роли, Джинтер не сдался и отметился лучшим результатом на круге.

Победа Брэбхэма и его команды была обусловлена двумя основными причинами. Первая — чрезвычайная надежность, небольшой расход топлива и отличные характеристики кривой крутящего момента двигателей «Repco», на фоне которых терялось их отставание в мощности (она составляла примерно 300 л. с., в то время как у некоторых двигателей конкурентов превосходили 400). Второй причиной была малая масса автомобилей «Brabham» — около 570 кг (при минимальных 500), в то время как большинство машин конкурентов не смогло выйти из 600 кг. Иначе говоря, пока «Ferrari», BRM и иже с ними создавали мощных тяжелых монстров, Брэбхэм выигрывал один этап за другим на легкой и надежной машине.

Личный зачет:

Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 Д. Брэбхэм «Brabham-Repco-BT19» 42
2 Д. Сертиз «Ferrari-312»
«Cooper-Maserati-T81» 28
3 Й. Риндт «Cooper-Maserati-T81» 22
4 Д. Хьюм «Brabham-Repco-BT19» 18
5 Г. Хилл BRM-P261, -P83 17
6 Д. Кларк «Lotus-Climax-33», «Lotus-BRM-33», «-43» 16
7 Д. Стюарт BRM-P261, -P83 14
8 М. Паркс «Ferrari-312» 12
9 Л. Бандини «Ferrari-312» 12
10 Л. Скарфиотти «Ferrari-312» 9

Кубок конструкторов:

Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок

Место Гонщик Автомобиль Очки

1 «Brabham-Repco-BT19» 42
2 «Ferrari-312» 31
3 «Cooper-Maserati-T81» 30
4 BRM-P261, -P83 22
5 «Lotus-BRM-25», «-43» 13
6 «Lotus-Climax-33» 8
7 «Eagle-Climax-T1G» 4
8 «Honda-RA273» 3
9 «McLaren-Ford-M2B» 2
10 «Brabham-BRM-BT11» 1
11 «McLaren-Serenissima-M2B» 1
12 «Brabham-Climax-BT11» 1

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!