Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1974 года.

 

ЧМ 1974 года - Чемпионаты Мира формулы-1

В 1974 году в истории формулы 1 фактически началась новая эпоха, связанная с уходом из гонок Джекки Стюарта, который за шесть предыдущих лет выиграл три чемпионата мира, а в остальных трех был одним из главных претендентов на победу. На первую роль в «табеле о рангах» формулы 1 выдвинулся главный соперник Стюарта в 1972-1973 Эмерсон Фиттипальди и его новая команда «McLaren». В «Lotus» продолжали делать ставку на уже устаревшую модель «-72E» (попытка заменить ее на новую «-76» потерпела провал), но тем не менее еще могли рассчитывать на хорошие результаты.

«Ferrari» после фиаско 1973 года подготовила капитально переработанную «-312B3»; команда «Brabham» понемногу выбиралась из кризиса и тоже желала получить свою долю побед. Сезон открылся 13 января в Аргентине. Выиграл в Буэнос-Айресе новозеландский ветеран Деннис Хьюм — в восьмой и последний раз в своей карьере. Второе и третье места Ники Лауды и Джанклаудио Регаццони подтвердили за «Ferrari» место среди лидеров.

В Гран-При Бразилии победа досталась гонщику «McLaren»: на этот раз им стал Фиттипальди. Второе место занял Регаццони, отставший на 13,57 с, а Джекки Икс на третьем месте уже проиграл Фиттипальди круг. В тренировочных заездах перед третьим этапом в ЮАР погиб американец Питер Ревсон, выступавший в этом сезоне за «Shadow». Причиной катастрофы стала механическая неисправность. Ревсон за рулем «Shadow» в первых двух этапах выступил очень достойно, и его гибель стала большой потерей для команды. Заменявшие его Брайан Редман, Бертил Руз и Том Прайс выглядели далеко не так хорошо.

Гран-При ЮАР преподнес немало неожиданностей. Поул-позиция впервые досталась Лауде, вторым с отставанием в 0,05 с стал Пасе, третьим (+0,21 с) — Артуро Мерцарио на ISO. Лауда лидировал первые девять кругов, а затем первым до самого финиша шел Ройтеманн, принеся команде «Brabham» первую победу периода «правления» в ней Берни Экклстоуна — до этого «Brabham» последний раз побеждал здесь же, в Кьялами, четыре года назад. Вторым стал Жан-Пьер Бельтуаз за рулем нового BRM-P201, третьим — Хэйлвуд.

В Испании основная борьба за победу развернулась между пилотами «Ferrari», которые получили здесь в свое распоряжение существенно модернизированные «-312B3», и «Lotus». Петерсон и Икс оказывали сопротивление Лауде и Регаццони, пока, наконец, оба почти одновременно не сошли: у Петерсона сгорел двигатель, у Икса отказали тормоза. После этого гонщики «Ferrari» уже могли не опасаться за свои позиции: ставший третьим Фиттипальди отстал от победившего Лауды на круг. И хотя Эмо и победил в следующем Гран-При Бельгии, Лауда проиграл ему ничтожно мало — только 0,35 с. Разделившие первый ряд на старте Регаццони и Шектер финишировали четвертым и третьим.

Шестой этап прошел в Монако, и здесь победу праздновал Петерсон, не в последнюю очередь благодаря «завалу», случившемуся в начале гонки на участке между Сен-Девот и Казино. Лауда и Регаццони четвертый Гран-При подряд доминировали в квалификации, но гонка не принесла «Ferrari» большего, чем три очка за четвертое место Регаццони.

Вторым в Монако стал Шектер. Его результаты улучшались от гонки к гонке, и победа на седьмом этапе в Швеции стала закономерным завершением этого возрастающего ряда. Джеймс Хант на новом «Hesketh-308» стал третьим, отстав тоже ненамного, — на 3,325 с. Затем к финишу пришли Фиттипальди, Жан-Пьер Жарье и двукратный чемпион мира Грэхем Хилл на «Lola» собственной команды. Лауда и Регаццони в Андерсторпе вообще не смогли финишировать — сначала сломалась коробка передач у Регаццони, а за десять кругов до финиша — и у Лауды. Они взяли реванш на восьмом этапе в Нидерландах, заняв первое (Лауда) и второе (Регаццони) места.

Гран-При Франции в 1974 году впервые прошел на новой трассе Дижон-Пренуа. Выиграл Петерсон, а Лауда, хотя стартовал первым и лидировал вначале, уступил ему на финише 20,36 с. Лишь затем финишировали Регаццони и Шектер, а Фиттипальди вообще сошел — на двадцать восьмом круге отказал двигатель. Регаццони одержал единственную в сезоне победу на одиннадцатом этапе в Германии и стал лидером чемпионата, а второе место Шектера в этой гонке вывело его в личном зачете на вторую же позицию. Лауда сошел еще на первом круге. Не добрался до финиша и Фиттипальди (поломка подвески на третьем круге), которому не повезло и на двенадцатом этапе в Австрии, где он опять не смог взять ни одного очка — опять подвеска.

Победу на Остеррайхринге одержал Ройтеманн, вторым финишировал Хьюм, после своей победы в Аргентине долгое время довольствовавшийся немногочисленными шестыми местами. Третьим стал Хант, четвертым — Джон Уотсон на «Brabham» полузаводской команды «John Goldie». Гран-При Италии, гонка, где «Ferrari» просто обязана была победить, закончилась для «Scuderia» полным крахом всех надежд: Лауда после завоеванной поул-позиции продержался впереди всех чуть больше половины дистанции, после чего уступил Регаццони, а тремя кругами позже сошел со сгоревшим двигателем. Еще через восемь кругов то же произошло и с Джанклаудио, после чего победа досталась Петерсону. Фиттипальди стал вторым, проиграв шведу 0,8 с, а Шектер — третьим (+24,7 с).

Четырнадцатый этап в Канаде, казалось, должен был выиграть Лауда, но австриец вылетел с трассы незадолго до финиша, и победил Фиттипальди. Регаццони занял второе место, и теперь эти два пилота сравнялись по очкам — у каждого было по 52. Канадский этап был отмечен дебютом двух новых команд из США: «Parnelli» и «Penske». Гонщиком первой стал Марк Донохью, уже пробовавший свои силы в формуле 1 тремя годами раньше (здесь он занял двенадцатое место), а за рулем «Penske» сидел Марио Андретти, к тому времени добившийся в формуле 1 гораздо большего, чем Донохью, и ставший в Моспорт-парке седьмым.

В США, но последнем этапе чемпионата, доминировали пилоты «Brabham»: Ройтеманн выиграл квалификацию, а затем — и гонку, лидируя все 59 кругов; Пасе проехал лучший круг и стал вторым, а Уотсон занял пятое место. Три претендента на мировую корону сражались далеко позади: на старте они стояли шестым (Шектер), восьмым (Регаццони) и девятым (Фиттипальди). Для двух первых американский этап закончился более чем неудачно: Шектер сошел на сорок пятом круге из-за неполадок в топливной системе, Регаццони стал только одиннадцатым с отставанием в четыре круга, — а вот Фиттипальди сумел пробиться на четвертое место, которое и обеспечило ему победу в чемпионате.

Для команды «McLaren» это был первый титул чемпиона, а также, совместными усилиями Фиттипальди, Хьюма и Хэйлвуда (Дэвид Хоббс и Йохен Масс на «Yardley-McLaren» очков не получили), первый Кубок Конструкторов. К сожалению, конец сезона был омрачен гибелью во время Гран-При США австрийца Гельмута Кенигга из команды «Surtees».

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок и шесть — из следующих семи.

Гонщик Автомобиль Очки

Э. Фиттипальди «McLaren-Ford-M23» 55
Д. Регаццони «Ferrari-312B3» 52
Д. Шектер «Tyrrell-Ford-007» 45
Н. Лауда «Ferrari-312B3» 38
Р. Петерсон «Lotus-Ford-72E», «-76» 35
К. Ройтеманн «Brabham-Ford-BT44» 32
Д. Хьюм «McLaren-Ford-M23» 20
Д. Хант «„Hesketh-Ford-308“» 15
П. Депайе «Tyrrell-Ford-007» 14
Д. Икс «Lotus-Ford-72E», «-76» 12
М. Хэйлвуд «McLaren-Ford-M23» 12

Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок и шесть — из следующих семи.

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!