Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1982 года.

 

ЧМ 1982 года - Чемпионаты Мира формулы-1

В 1982 году распространение турбонаддува в Формуле 1 продолжилось. Три команды — «Renault», «Ferrari» и «Toleman» — уже имели на вооружении турбодвигатели. Команда «Brabham» начала сотрудничать с BMW и уже на тренировках Гран-При Великобритании 1981 года выставила новый «Brabham-BMW-BT50», дебют которого в гонках был, однако, отложен до следующего сезона.

Однако новостью, затмевающей все остальные, было возвращение в Формулу 1 знаменитого австрийца Ники Лауды. Двукратный чемпион мира в предстоящем сезоне должен был выступать в составе команды «McLaren», которая переживала период возрождения после крайне неудачных сезонов 1978-1980.

Лауда тут же привлек к себе внимание, устроив накануне первой гонки сезона в ЮАР забастовку гонщиков. Причиной этому послужил новый пункт в договоре о выдаче суперлицензии, согласно которому гонщик не мог покинуть команду до истечения срока действия контракта, в то время как за руководителями команд оставалось право увольнять пилотов по собственному усмотрению. Объединившись с Дидье Пирони, Лауда быстро склонил на свою сторону всех гонщиков (кроме Йохена Масса), которые в пятницу уехали с автодрома в Йоханнесбург.

Берни Экклстоун и Жан-Мари Балестр попытались воздействовать на бунтовщиков, лишив их суперлицензий. Но это не помогло — за исключением одумавшегося и вернувшегося в Кьялами Тео Фаби, все остались в Йоханнесбурге.«Хитрому Берни» пришлось сделать Лауде чисто номинальные уступки, которые, однако, австрийца вполне удовлетворили, и днем в субботу все вошло в норму.

Квалификацию выиграл Рене Арну, а действующий чемпион мира Нельсон Пике стартовал вторым. До своего схода на четвертому круге Пике лидировал, а затем вперед вышел Ален Прост на «Renault». Он долго не пробыл впереди всех: прокол шины и ее замена в боксах отбросили Проста на восьмое место. Прост не сдался, к концу гонки вернул себе лидерство и победил. Карлос Ройтеманн, который объявил о своем уходе еще в конце прошлого сезона стал вторым. Арну стал только третьим, а бунтовщик Лауда финишировал четвертым в своей первой гонке после двухлетнего перерыва.

21 марта в Бразилии состоялся второй этап. Поул-позицию выиграл Прост (1 мин 28,808 с), а второе место на старте занял Жиль Вильнев. Победа в гонке, проходившей в сильную жару, потребовала от Пике напряжения всех сил, и на подиуме он потерял сознание. Однако вскоре и Пике, и Росберг были дисквалифицированы FISA, а победителем был объявлен пришедший к финишу третьим Прост. Причиной этому послужил тот факт, что автомобили обоих были оборудованы так называемой «системой охлаждения тормозов», которая, по сути, не являлась ничем иным, как попыткой обойти правила.

В техническом регламенте указывалась минимальная масса для автомобиля без гонщика и топлива. Это означало, что можно построить очень легкий автомобиль, а недостающую массу дополнить водой. Перед стартом бак «системы охлаждения» заполняли водой, а в ходе гонки выливали ее прямо на трассу через трубки, идущие от бака к тормозным дискам. Таким образом, автомобиль большую часть гонки был легче, чем было разрешено правилами, а после финиша было достаточно снова залить бак, и машина вполне соответствовала правилам.

Кроме «Brabham» и «Williams», такую же «систему» применяли еще в «Arrows», но после Гран-При Бразилии подобные штучки были запрещены. Разозленный Экклстоун, который, помимо руководства FOCA, возглавлял тогда «Brabham», призвал все одиннадцать команд, придерживавшихся его стороны, бойкотировать Гран-При Сан-Марино. Лауда выиграл третий этап — Гран-При «США-Запад» в Лонг-Бич, доказав, что после двух сезонов без гонок он все еще может побеждать. Росберг стал вторым, Вильнев — третьим.

Однако протест, поданный Кеном Тирреллом, заставил комиссаров повнимательнее присмотреться к заднему антикрылу его «Ferrari». Оно оказалось шире, чем было разрешено, и канадец был дисквалифицирован. В итоге третье место досталось Рикардо Патрезе на «Brabham-Ford-BT49D», а на четвертое поднялся пилот «Tyrrell» Микеле Альборето — скорее всего, ради одного добавочного очка Тиррелл и затеял историю с антикрылом Вильнева.

Настала очередь гонки в Имоле, той самой, которую бойкотировали команды FOCA. За Балестра и FISA тогда выступали только шесть команд, и, соответственно, двенадцать пилотов, а по правилам гонка считалась зачетной, если в ней участвовало не менее тринадцати. Экклстоун уже торжествовал, когда Кен Тиррелл под давлением своих новых спонсоров — «Candy» и «Ceramica Imola» — был вынужден принять участие в Гран-При, который благодаря этому вновь вошел в число зачетных.

Первый ряд на старте заняли пилоты «Renault», но оба они сошли, и за лидерство сражались Вильнев и Пирони. По негласной традиции команды, если перед финишем гонку возглавляют гонщики «Ferrari», то они должны сохранять свои позиции — побеждает тот, кто впереди. Однако на последнем круге Пирони обогнал лидировавшего Вильнева и выиграл. Третьим в гонке стал Альборето.

Экклстоун, потерпевший поражение в Имоле, намеревался продолжать свою войну с Балестром и дальше, на Гран-При Бельгии. Но тут на Берни скопом напали спонсоры и боссы телекомпаний, требуя проведения полноценных и интересных гонок, и Экклстоуну пришлось уступить.8 мая, во время квалификации в Цольдере, погиб Вильнев. Пытаясь превысить время, показанное Пирони Вильнев догнал возвращавшийся в боксы «March» Масса. В этой обыкновенной ситуации гонщики не поняли друг друга и не смогли разъехаться. Вильнев наехал на колесо Масса, его автомобиль взлетел в воздух и, врезавшись в отбойник, рухнул на землю. Крепления ремней безопасности не выдержали удара, Вильнев был выброшен из кокпита и через некоторое время скончался.

Гонка прошла без участия «Ferrari», и ее спокойно выиграл Уотсон. Росберг занял второе место, третьим стал Эдди Чивер на «Ligier», четвертым — Элио де Анжелис. Пике, впервые опробовав в гонках «Brabham-BMW-BT50» с турбодвигателем, финишировал пятым, стартовав с восьмого места. Проходившая под дождем гонка в Монако обернулась совершенным хаосом. Выигравший квалификацию Арну лидировал, но на пятнадцатом круге потерял контроль над автомобилем и сошел. В лидеры вышел Прост на втором «Renault» и за два круга до финиша попал в аварию; затем первое место захватил Патрезе, но ошибка отбросила его далеко назад. На первых двух местах после этого шли Пирони и Андреа де Чезарис, когда у обоих на последнем круге подошло к концу топливо.

В конце концов, первым на финише был все же Патрезе. Пирони и де Чезарис были квалифицированы вторым и третьим, четвертое и пятое места заняли два гонщика «Lotus» — Найджел Мэнселл и де Анжелис. Сошедшие на семьдесят пятом и семьдесят четвертом кругах Дерек Дали и Прост расположились на шестом и седьмом местах.

Седьмой этап прошел в США и официально назывался Гран-При Детройта. Уотсон выиграл гонку, стартовав с семнадцатого места. Чивер и Пирони заняли второе и третье места, четвертым стал Росберг, а пятым — Дали. Жак Лаффит, еще в прошлом году боровшийся за титул чемпиона мира, финишировал шестым, получив одно из пяти очков, которые ему с трудом удалось набрать в этом провальном для «Ligier» сезоне.

Гран-При Канады, прошедший в Монреале на трассе, незамедлительно названной именем Жиля Вильнева, был также трагическим. Пирони занял поул-позицию, но заглох на старте, и в него на скорости около 150 км/ч врезался Рикардо Палетти на «Osella». Кокпит его автомобиля деформировался от удара, и гонщика долго не могли оттуда извлечь. Время было потеряно, и Палетти скончался в больнице. Гонка окончилась победным дублем команды «Brabham» Пике-Патрезе, причем Пике выступал на «Brabham-BMW-BT50», а Патрезе — на «Brabham-Ford-BT49D». Третьим стал Уотсон.

В Зандвоорте Пирони победил, Пике стал вторым. Третье место занял Росберг, а четвертое — Лауда. Этот последний и выиграл десятый этап в Великобритании. Всех поразило выступление Дерека Уорвика на «Toleman», который удерживал за собой второе место до своего схода из-за поломки полуоси, а до этого, в Нидерландах, показал лучший круг. В Великобритании же лучший круг в гонке совершенно неожиданно оказался у Брайана Хентона на «Tyrrell». Пирони стал вторым.

В Ле-Кастелле первые четыре места были заняты французами: лидер чемпионата стал третьим, опередив Тамбе; Арну же, стартовав с поул-позиции, выиграл гонку, опередив Проста, бывшего на стартовом поле вторым.7 августа в Хоккенхайме Пирони, столкнувшись с Простом, попал в аварию, в которой он сломал обе ноги, что означало конец его карьеры в Формуле 1. Но зато другой гонщик «Ferrari» — Тамбе — одержал победу. Арну стал вторым, Росберг — третьим.

Гран-При Австрии, тринадцатый этап чемпионата, был отмечен впервые примененным в «Brabham» плановым пит-стопом. Патрезе стартовал на автомобиле с мягкими шинами и наполовину пустым топливным баком, что, естественно, снижало массу машины и позволило ему к середине гонки добиться солидного преимущества. На двадцать четвертом круге он заехал в боксы, и после дозаправки и смены шин, продолжавшейся 15,6 с, смог сохранить свое первое место. К несчастью, четырьмя кругами позже отказал двигатель, и гонку совершенно неожиданно выиграл де Анжелис. Росберг занял второе место, отстав на 0,050 с, и вышел на вторую позицию в чемпионате с 33 очками, на шесть очков отставая от Пирони и на три опережая Уотсона.

После четырнадцатого этапа — Гран-При Швейцарии, проведенного во Франции на трассе в Дижоне (на территории Швейцарии кольцевые автогонки запрещены с 1955 года) — финн стал лидером чемпионата, выиграв гонку. Прост стал вторым, Лауда — третьим.

Пятнадцатый этап состоялся в Италии. Здесь поул-позиция досталась ветерану Марио Андретти, занявшему место Пирони, но финишировал он только третьим, пропустив вперед Арну и Тамбе. Уотсон, ставший четвертым. Джон пытался сделать все возможное, чтобы победить, но упустил победу и стал вторым, позади Альборето, для которого это была первая победа в Формуле 1. Росберг финишировал пятым и стал чемпионом мира, выиграв в победном сезоне всего одну гонку.

Кубок Конструкторов достался «Ferrari».

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов

Гонщик Автомобиль Очки

К. Росберг «Williams-Ford-FW08» 44
Д. Пирони «Ferrari-126C2» 39
Д. Уотсон «McLaren-Ford-MP4/1B» 39
А. Прост «Renault-RE30B» 34
Н. Лауда «McLaren-Ford-MP4/1B» 30
Р. Арну «Renault-RE30B» 28
П. Тамбе «Ferrari-126C2» 25
М. Альборето «Tyrrell-Ford-011» 25
Э. де Анжелис «Lotus-Ford-91» 23
Р. Патрезе «Brabham-Ford-BT49D»,«Brabham-BMW-BT50» 21

Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!