Гран При.

 


Италии.

 

Италии - Гран При

История Гран При.

Первые гонки на Большой Приз Италии прошли в 1921 году на трассе под городом Брешиа и их победителем стал француз Жюль Гу на Ballot 3L. В следующем году Гран При переместился на автодром, построенный под Миланом, на территории королевского парка Монца. С этого момента Монца стала практически постоянным местом проведения Гран При Италии. Вне Монцы, помимо упомянутой Брешиа, Большой Приз Италии разыгрывался еще в Ливорно (1938), Милане (1947), Турине (1948) и Имоле (1980).

Начиная с 1950 года итальянский Гран-При стал постоянным участником всех чемпионатов Формулы-1. В 1957 году Италия стала первой страной, организовавшей на своей территории два этапа чемпионата мира — помимо Gran Premio d’Italia в календарь мирового первенства этого года были включены соревнования на Большой Приз Пескары. Начиная с 1981 года на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле регулярно проходят гонки Gran Premio di San Marino, входящие в зачет чемпионатов мира. Автомобильный клуб Республики Сан-Марино, не имеющий собственной трассы для проведения состязаний такого ранга, арендовал ближайший к своей границе итальянский автодром.

Трассы Италии.

1. Imola.
Гоночная трасса под городом Имола, расположенным в 35 км юго-восточнее Болоньи, была построена в 1950 году. Она была проложена среди холмов парка замка Castellaccio, на берегу реки Сантерно. В 1954 году на кольце началось нерегулярное проведение международных гонок на Большой Приз Имолы (в 1954-1956 гг. — для спортивных автомобилей, а в 1963 году — для машин Формулы I). Затем в 1979 году здесь прошли соревнования на Большой Приз Дино Феррари для болидов Формулы I, победу в которых одержал Ники Лауда (Brabham BT 48 — Alfa-Romeo).

Тогда же трасса стала называться Autodromo Enzo e Dino Ferrari (сын Commendattore Феррари — Альфред, называемый близкими и друзьями (Альфредино) или (Дино), умер от лейкемии в 1956 году). В 1980 году Имола впервые приняла этап мирового первенства (Большой Приз Италии), а со следующего года автодром стал сдаваться в аренду Автомобильному клубу Республики Сан-Марино для проведения соревнований Gran Premio di San Marino.

Трасса — весьма быстроходная, средняя скорость победителей превысила здесь 200-километровую отметку. Конфигурация кольца несколько раз менялась — в 1981 году был перепрофилирован поворот Acque Minerale, затем в 1994 году, после гибели на тренировках Рональда Ратценбергера, а в ходе соревнований — Айртона Сенны, появились (крючки) и были перестроены повороты Tamburello (первый поворот после старта, где смертельную катастрофу потерпел бразильский гонщик), Villneuve и Variante Bassa (или Variante Marlboro), а также модернизированы (зоны безопасности).

Длина круга:
1980 год — 5000 м
1981-1994 гг. — 5040 м
1995 год — 4895 м
1996-1997 гг. — 4892 м
1998 год — 4930 м

Рекорд трассы:
образца 1981-1994 гг. — 1:24,335 = 215,142 км в час (Дэймон Хилл на Williams FW16 — Renault, 1994 год);
образца 1996-1997 гг.- 1:25,53 = 207,503 км в час (Хайнц-Харальд Френтцен на Williams FW19 — Renault, 1997 год);
образца 1998 г.- 1:29,345 — 198,643 км в час (Михаэль Шумахер на Ferrari F300, 1998 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований:

на трассе образца 1981-1994 гг. — 204,60 км в час (Найджел Мзнселл на Williams FW14B — Renault, 1992 год);
на трассе образца 1996-1997 гг. — 201,51 км в час (Хайнц-Харальд Френтцен на Williams FW19 — Renault, 1997 год)$
на трассе образца 1998 г. — 194,278 км в час (Дэвид Култхард на McLaren MP4/13, 1998 год)

2. Monza.
Четыре трассы — Монте-Карло, старые Спа и Нюрбургринг, а также Монца — бесспорно, стали (классическими), без которых невозможно представить историю автоспорта. Автодром в королевском парке Монца, расположенном в 15 км северо-восточнее Милана, был построен в 1922 году за рекордно короткое время — всего 6 месяцев. Столь высокий темп работ объясняется тем, что строительство курировал сам Бенито Муссолини, только что ставший премьер-министром.

Для сооружения автодрома были привлечены три с половиной тысячи рабочих и 250 грузовиков. Для подвоза строительных материалов и грунта использовалась специально построенная для этих целей узкоколейная железная дорога длиной 5 км, по которой непрерывно курсировали 80 вагонов. Открытие автодрома, названного Autodromo Nazionale di Monza, состоялось 28 августа 1922 года, и уже 3 сентября на нем прошли гонки на Gran Premio d’Italia, победу в которых к большому удовольствию дуче одержал итальянский водитель Пьетро Бордино на FIAT-804.

В 1950 году в Монце был проведен итальянский этап первого чемпионата мира современности, и с тех пор трасса 47 раз принимала участников мировых первенств. Помимо соревнований на Большой Приз Италии в Монце проходили розыгрыши Большого Приза Монцы (или Милана) для машин класса Grand Prix (1927-1933 гг.), Gran Premio di Autodrome для автомобилей Формулы I (1948 год) и Формулы 2 (1952-1953 гг.), а также проводились многочисленные состязания и рекордные заезды, как для машин, так и для мотоциклов самых различных классов.

В 1957-1958 гг. на треке автодрома были организованы 500-мильные гонки Monza-500 или Race of Two Worlds (= гонки двух миров), в которых в очной борьбе встретились автомобили европейских фирм и машины, стартующие в состязаниях USAC Championship. В связи с конструктивной особенностью американских болидов (смещенный влево относительно продольной оси автомобиля кузов) было изменено направление движения машин по треку (против часовой стрелки в плане).

Обе встречи закончились победой спортсменов из Нового Света — в 1957 году гонки выиграл Джимми Брайен на Kuzma-Offenhauser (средняя скорость победителя — 257,54 км в час), а в следующем — Джим Рэтменн на Watson-Offenhauser (средняя скорость — 268,25 км в час). Хотя такие состязания планировалось сделать ежегодными, после двух лет их проведения обе стороны потеряли к ним всякий интерес — американцы, сочли, что показали всем, где в мире строятся лучшие гоночные автомобили, а европейцы решили пока повременить с сатисфакцией. Но перейдем к трассе.

Монца представляет мало распространенную в мире комбинацию дорожного кольца со скоростным треком (в Европе подобными трассами были Бруклендс в Англии и Лина-Монлери под Парижем). Правда, для гонок чемпионатов мира трек использовался только в 1955-1956 и в 1960-1961 гг. Он составлен из двух прямых длиной более 870 метров (Rettifilio Levante — на восточной стороне трека и Rettifilio Tribune — с западной), соединенных виражами радиусом около 320 метров (Curva Nord Alta Velocita и Curva Sud Alta Velocita). Дорожное кольцо состоит из длинных прямых, соединенных довольно пологими и профилированными поворотами, допускающими движение с большой скоростью.

Кольцо имеет только один (острый) поворот, расположенный у ворот Лесмо и поэтому получивший название Curva di Lesmo. Интересной особенностью автодрома является наличие под северным виражом тоннеля, по которому дорожное кольцо (попадает) во внутреннюю часть трека. Переход с кольца на трек происходил на Rettifilio Tribune — автомобили, двигавшиеся по внутренней полосе прямой, попадали на северный вираж, а шедшие по внешней полосе уходили на дорожную трассу. Общая ширина полотна в этом месте достигает 32 метров.

Внутри трека располагалась сеть дорог, из сочетаний которых в различных комбинациях можно было получать трассы самых различных протяженности и сложности. Так, дорога, проложенная на месте аллеи, идущей с востока, от ворот Святого Георгия точно на запад, делила прямые Rettiffilio почти пополам. Благодаря ее включению в трассу дистанция гонок на Gran Premio d’Italia 1934-1939 гг. проходила только по южному виражу трека. В 1955 году Монца была капитально реконструирована — заменено покрытие, изменена конфигурация поворота Parabolica, соединявшего дорожное кольцо с прямой Rettifilio Tribune, полностью перестроены (начиная с фундаментов) виражи трека.

Последние получили новый, параболический профиль с уклоном в 12% внизу и 80% в верхней части.
Такое очертание виражей позволяло проходить их практически не сбрасывая газа, но при этом центробежные силы бывали настолько велики, что машины (чиркали) брюхом по их бетонной поверхности.
В 1961 году трек был признан опасным для проведения на нем гонок чемпионатов мира и исключен из дистанции состязаний.

С тех пор соревнования мировых первенств проходят только на дорожном кольце. Его очертания за эти годы не раз претерпевали изменения. Так, к сезону 1972 года (после того как в гонках 1971 года англичанин Пит Гетин установил непобитый до сих пор рекорд скорости прохождения дистанции этапа мировых чемпионатов — 242,57 км в час) появились (крючки) Variante Ascari и 1A Variante, затем через 4 года — Variante della Roggia (или 2A Variante). В 1994 году были модернизированы Curva Grande и Curva di Lesmo. Несмотря на все эти мероприятия трасса все равно остается сверхбыстроходной и средние скорости победителей последних лет вплотную приблизились к 240-километровой отметке.

Длина круга:
1950-1954 гг. — 6300 м
1955-1956, 1960-1961 гг. — 10000 м (в длину круга включен трек)
1957-1959, 1962-1971 гг. — 5750 м
1972-1973 гг. — 5775 м
1974-1975 гг. — 5780 м
1976-1994 гг. — 5800 м
1995-1998 гг. — 5770 м

Рекорд трассы:
(образца) 1955-1956, 1960-1961 гг. — 2:43,600 = 220,049 км в час (Фил Хилл на Ferrari Dino 246, 1960 год);
современной, длиной 5770 м — 1:24,808 = 244,929 км в час (Мика Хаккинен на McLaren MP4/12 — Mercedes, 1997 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований (на современной трассе), — 238,04 км в час (Дэвид Култхард на McLaren MP4/12 — Mercedes, 1997 год).

3. Pescara.
Трасса, проложенная по дорогам общего пользования под городом Пескара, на берегу Адриатического моря, была открыта для состязаний в 1924 году и в 1957 году на ней в первый (и последний) раз прошел этап чемпионата мира. Однако, в историю автоспорта кольцо вошло как место проведения в 1924-1928 и в 1930-1939 гг. гонок Coppa Acebro, сопоставимых по составу участников и команд с соревнованиями на Gran Premio d’Italia.

Гонки 1939 года были организованы для автомобилей класса voituretes (то есть для компрессорных машин рабочим объемом до 1500 куб. см), вошедших после войны в Формулу А. Coppa Acebro (= Кубок Акебро) был учрежден в честь капитана Тито Акебро, уроженца Пескары, геройски погибшего во время первой мировой войны. Обладателем первого Кубка (1924 год) стал Энцо Феррари, выступавший на Alfa-Romeo RL. После войны состязания в Пескаре стали именоваться Gran Premio di Pescara и в 1947-1949, а затем в 1952-1953, 1956 и в 1961 годах они проходили для спортивных машин.

В 1950-1951 и в 1954 гг. Большой Приз Пескары проводился для болидов Формулы I, но в зачет чемпионатов мира он не входил. Кольцо вошло в историю современных чемпионатов как самая длинная трасса. Оно состояло из двух длинных (более 7 км) прямых, расположенных в плане почти под прямым углом и соединенных извилистым участком, частично проходящим по улицам города. В начале 60-х годов трасса была закрыта для всех видов автомобильных и мотоциклетных соревнований.

Длина круга — 25579 м
Рекорд трассы — 9:44,600 = 157,52 км в час (Стирлинг Мосс на Vanwall VW5, 1957 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, — 154,01 км в час (Стирлинг Мосс на Vanwall VW5, 1957 год).

Победители Гран При.

Год — Гонщик — Команда
1950 — Нино Фарина — SA Alfa Romeo
1951 — Альберто Аскари — Scuderia Ferrari
1952 — Альберто Аскари — Scuderia Ferrari
1953 — Хуан-Мануэль Фанхио — Officine Alfieri Maserati
1954 — Хуан-Мануэль Фанхио — Daimler Benz AG
1955 — Хуан-Мануэль Фанхио — Daimler Benz AG
1956 — Стирлинг Мосс — Officine Alfieri Maserati
1957 — Стирлинг Мосс — Vandervell Products Ltd
1958 — Тони Брукс — Vandervell Products Ltd
1959 — Стирлинг Мосс — RRC Walker Racing Team
1960 — Фил Хилл — Scuderia Ferrari
1961 — Фил Хилл — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1962 — Грэм Хилл — Owen Racing Organisation
1963 — Джим Кларк — Team Lotus
1964 — Джон Сертис — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1965 — Джеки Стюарт — Owen Racing Organisation
1966 — Лудовико Скарфиотти — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1967 — Джон Сертис — Honda Racing
1968 — Денни Хьюм — Bruce McLaren Motor Racing
1969 — Джеки Стюарт — Matra International
1970 — Клей Регаццони — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1971 — Питер Гетин — Yardley Team BRM
1972 — Эмерсон Фиттипальди — World Wide Racing
1973 — Ронни Петерсон — John Player Team Lotus
1974 — Ронни Петерсон — John Player Team Lotus
1975 — Клей Регаццони — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1976 — Ронни Петерсон — March Engineering
1977 — Марио Андретти — John Player Team Lotus
1978 — Ники Лауда — Parmalat Racing Team
1979 — Джоди Шектер — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1980 — Нельсон Пике — Parmalat Racing Team
1981 — Ален Прост — Equipe Renault Elf
1982 — Рене Арну — Equipe Renault Elf
1983 — Нельсон Пике — Fila Sport
1984 — Ники Лауда — Marlboro McLaren International
1985 — Ален Прост — Marlboro McLaren International
1986 — Нельсон Пике — Canon Williams Honda Team
1987 — Нельсон Пике — Canon Williams Honda Team
1988 — Герхард Бергер — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1989 — Ален Прост — Honda Marlboro McLaren
1990 — Айртон Сенна — Honda Marlboro McLaren
1991 — Найджел Мэнселл — Canon Williams Team
1992 — Айртон Сенна — Honda Marlboro McLaren
1993 — Дэймон Хилл — Canon Williams Team
1994 — Дэймон Хилл — Rothmans Williams Renault
1995 — Джонни Херберт — Mild Seven Benetton Renault
1996 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari SpA
1997 — Дэвид Култард — West McLaren Mercedes
1998 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari Marlboro
1999 — Хайнц-Харальд Френтцен — Benson & Hedges Jordan
2000 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari Marlboro
2001 — Хуан-Пабло Монтойя — BMW WilliamsF1 Team
2002 — Рубенс Баррикелло — Scuderia Ferrari Marlboro
2003 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari Marlboro
2004 — Рубенс Баррикелло — Scuderia Ferrari Marlboro
2005 — Хуан-Пабло Монтойя — West McLaren Mercedes

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!