Кубок Конструкторов.

 


Tyrell.

 

Tyrell - Кубок Конструкторов

База Окхэм, Великобритания.

Участий в Гран При 433
Стартов в Гран При 430
Лучшее место в Гран При 1
Лучшая стартовая позиция 1
Победы 23
Победы подряд 3
Подиумы 77
Поул-позишн 14
Поул-позишн подряд 2
Первый ряд 33
Быстрейшие круги 20
Быстрейшие круги подряд 3
Дубли (поул + победа) 8
Хет-трики 3
Лидирование от старта до финиша 7
Большие шлемы 3
Пройденные круги 38916
Пройденные километры 180759.26
Круги лидирования 1494
Километры лидирования 6741.52
Очки 711

Первый Гран При: 1970, Южная Африка. В то время Тиррел, отслуживший в годы войны в Королевских ВВС, строил свой капитал, торгуя деревом. Гонки были увлечением, но со временем оно переросло в серьезный бизнес. В пятидесятые годы он был тесно связан с семейством Куперов, создававших гоночные шасси для разных видов автоспорта. В 1958 году Кен закончил собственную гоночную карьеру и занялся подготовкой шасси для разных гонщиков, одним из которых был Генри Тэйлор, первый из плеяды талантов, которые, так или иначе, сотрудничали с Тиррелом. Тэйлор выступал на его шасси в Формуле-2, а позже, когда Кен создал свою собственную команду Tyrrell Racing Organisation, в Формулах-3 (в 1960 году он победил в Монако) и Юниор. В команде Тиррела впервые пробовал свои силы в автогонках и мото-чемпион Джон Сертис.

Следующим открытием Кена Тиррела был шотландец Джеки Стюарт. Он пригласил его первоначально в качестве тест-пилота своей команды Формулы-3, когда его основной гонщик Тимми Майер (брат Тедди Майера, руководившего командой McLaren до 1981 года, когда его сменил Рон Деннис) погиб во время одной из гонок в Тасмании.

Стюарт быстро получил место в команде Формулы-3, оказавшись на смотринах быстрее другого молодого таланта Брюса МакЛарена. В 1964 году Джеки стал чемпионом Великобритании в Формуле-3, а Тиррел отпраздновал еще одно заметное достижение: его гонщик Уорвик Бэнкс выиграл на Mini Cooper, подготовленной командой Тиррела, первый кузовной чемпионат Европы.

В 1965 году Тиррел выставил свою команду в чемпионате Европы Формулы-2. Ее гонщиками были Стюарт и молодой бельгиец Жаки Икс, а выступали они конечно же за рулем Cooper. Связи Тиррела с этой компанией были настолько тесными, что в конце того же сезона, когда Джон Купер получил в автокатастрофе тяжелые ранения, Тиррел часть сезона руководил его командой Формулы-1.

Когда же так и не оправившийся от последствий аварии Купер продал свою команду, Тиррел принял решение заключить партнерские отношения с французским аэро-космическим и автомобильным концерном Matra, руководство которого как раз запускало несколько своих амбициозных проектов в разных классах автоспорта.

В 1966-67 годах гонщики команды Тиррела выступали на шасси Matra в Формуле-2 (а Стюарт параллельно набирался опыта в команде Формулы-1 BRM, двигатели Тиррел которой ставил на шасси Matra), но когда в 1967 году революцию на трассах Гран-при совершил двигатель Ford-Cosworth, Тиррел принял решение вывести свою команду в Формулу-1. Он выпустил под своим флагом полузаводскую команду Matra International, и Джеки Стюарт был близок к победе в чемпионате уже в этом году (проиграл титул Грэму Хиллу в последней гонке сезона).

В 1969 году Стюарт стал чемпионом мира, а Тиррел вынужден был искать нового поставщика шасси: компанию Matra не устраивало, что титул был добыт хоть и на ее шасси, но с британским двигателем, настаивала на том, чтобы в 1970 году Кен отказался от Cosworth в пользу тяжелых и сложных двигателей Matra. Тиррел не согласился и предпочел шасси только-только созданной компании March. Начало сезона было неплохим — Стюарт поднялся на подиум в первой гонке, выиграл вторую, но в целом шасси оказалось недостаточно конкурентоспособным. Дерек Гарднер создавал для команды ее первое собственное шасси, которое удалось выпустить на гоночные трассы еще до конца сезона.

Следующие три сезона принесли Стюарту и Tyrrell еще два чемпионских титула и Кубок конструкторов в 1971 году, причем, сезон 1972 года команда уступила Lotus и Эмерсону Фиттипальди во многом потому, что полгода Стюарт мучался с обострением язвенной болезни и не мог выступать в полную силу. Он собирался оставить спорт по окончании 1973 года, проведя свою сотую гонку на Уоткинс-Глен, но не вышел на старт в знак траура по напарнику Франсуа Сэверу, погибшему в квалификации.

С уходом Стюарта закончилась славная эпоха побед этой команды. В дальнейшем ее гонщики время от времени выигрывали гонки (последнюю принес команде Микеле Альборето, победив в Гран-при Детройта в 1983 году), но отныне команда «дядюшки Кена» попадала на первые полосы журналов главным образом тогда, когда удивляла мир своими смелыми новациями.

Только она довела до конца свой проект шестиколесного автомобиля (Р34), который позволил даже одержать победу в одной из гонок 1976 года. Тиррел, один из отцов-основателей Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA) оставался приверженцем старых методов в управлении командой, делая ставку на собственные силы. Не поспевая за соперниками, преуспевающими в погоне за богатыми спонсорами, Tyrrell пускалась на разные хитрости в конструкции шасси и однажды крепко села в лужу.

В 1984 году её поймали на попытке компенсировать недостаток мощности двигателей, которые использовала команда, за счет хитроумных манипуляций весом машин. Команда была задним числом исключена из чемпионата и только за прежние заслуги ее не выставили из Формулы-1 совсем.

В девяностые годы Tyrrell прославилась экспериментами в области аэродинамики, которые ставил Харви Постлтуэйт. Приподняв нос модели 019, он сумел повысить разрежение под днищем, благодаря чему машина значительно устойчивее держалась на трассе, а значит, ехала быстрее.

Именно на такой машине Жан Алези занял четвертое место в своей дебютной гонке в Формуле-1, Гран-при Франции 1989 года. В середине девяностых Постлтуэйт и Майк Гаскойн попробовали создать дополнительную прижимную силу на шасси на медленных трассах с помощью дополнительных крылышек, установленных на боковых понтонах. Новинка почти сразу же была запрещена ввиду ее непривлекательности и опасности, но идею в том или ином виде конструкторы развивают и в наши дни.

История команды закончилась в 1998 году, когда она была продана концерну British-American Tobacco, создавшему на ее базе команду BAR. Имущество Tyrrell выкупил Пол Стоддарт, который в середине девяностых был одним из спонсоров этой команды. Тиррел отошел от дел.

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!