Карточные игры — Штосс.

Баккара и игры на ее основ:
 


Штосс.

Штосс является старинной карточной игрой, которая изначально считалась азартной. Эта игра просуществовала недолго: время ее рождения — вторая половина XVII в., а свою популярность игра потеряла уже в середине XIX в. В настоящее время игра известна только почитателям карточных игр, все остальные знают о штоссе только благодаря одноименной повести М. Ю. Лермонтова.

В наше время штосс не относится к разряду игр, в которые постоянно играют в игорных домах или в дружеских компаниях, но, тем не менее, правила его не забыты. Число участников для игры в штосс не ограничено, так что игра может быть использована в качестве развлечения для больших и шумных компаний. Все играющие делятся на понтеров и банкомета. Банкометом обычно выбирают игрока, который хорошо знаком с правилами игры.

Перед игрой всех желающих принять в ней участие следует наделить равным количеством фишек, которые они будут ставить на кон. В качестве фишек можно использовать фантики от конфет, мелкие детали от конструктора, монеты, бусины и пуговицы. Совершенно неважно, что именно поставят на кон, значение имеет лишь то, сколько тот или иной участник проиграл или выиграл.

В штосс можно играть по-разному. Для одной разновидности игры следует приготовить колоду в 52 листа, для другой требуется подобрать сразу несколько колод, причем не имеет значения, какими они будут — можно использовать практически любые колоды: в 32, 36 или 52 листа.

Для игры не нужно выбирать сдающего: тасует и раздает карты банкомет. Каждый игрок должен обладать своей колодой карт, причем количество листов во всех колодах должно быть одинаковым. Если, например, у банкомета 36-листовая колода, то талоны игроков также должны состоять из 36 карт.

Здесь следует заметить, что в прототипе данной семейной игры — штоссе XIX в. — играли колодами в 52 листа, в данной же разновидности штосса разумнее всего пользоваться 32-карточной колодой. Перед началом игры следует оговорить размер ставок. Обычно первоначальные взносы игроков невелики — 2 или 3 фишки.

Первоначальные взносы игроков образуют банк, из которого впоследствии банкомет будет выплачивать премии. Банкомет также должен внести в банк определенную сумму; в некоторых компаниях она составляет половину всего банка, в других ставка банкомета не превышает ставки понтеров.

Следует также помнить, что любой понтер имеет возможность сделать дополнительную ставку, поставив определенное количество фишек на облюбованную им карту. Это происходит так: игроку, например, кажется, что выиграть непременно должна пиковая Дама. Он вынимает эту карту из своей колоды, кладет ее перед собой крапом вверх, чтобы никто, и банкомет в том числе, до поры до времени не мог определить, что это за карта, и называет количество фишек, которые он рискнет дополнительно поставить на этот лист.

Но случается, что понтер не собирается делать дополнительную ставку. Тогда карта из его колоды не вынимается, а взнос делается только в начальный банк. В этом случае понтер может при выигрыше банкомета получить из банка сумму, равную его первоначальному взносу. Банкомет обладает правом отказать игроку в ставке на ту или иную карту, но это случается лишь тогда, когда понтер намеревается поставить на карту такое количество фишек, которое намного превышает первоначальный взнос.

За ставками следует новый этап игры, который зовется подрезкой. Она представляет собой определенное действо, совершаемое банкометом. Прежде всего банкомет тасует свою колоду карт. Он дает ее для съема одному из понтеров, после чего совершает подрезку — берет карту и вкладывает ее в середину колоды, разделяя ее таким образом на две приблизительно равные части.

Подрезка допускается только в штоссе, в других карточных играх такая операция считается излишней. После того как колода подрезана, запрещается менять величину ставки или переносить свои фишки с одной карты на другую.

Теперь банкомет берет в руки колоду и переворачивает ее лицевой стороной к себе. Он сдвигает верхнюю карту таким образом, чтобы можно было увидеть не только ее, но и карту, идущую следом. Верхняя карта, согласно сохранившимся правилам, именуется «лоб», а карта, находящаяся под ней — «соник» (рис. 207). Опытный банкомет сдвигает карты вправо: обозначение и масти, и достоинства карты располагаются в левом углу, поэтому при сдвиге карты вправо они отчетливо видны.

После подрезки и сдвига игроки открывают свои карты, на которые они сделали ставки, и сравнивают их со «лбом» и с «соником». Если карта понтера совпадает по своему достоинству с верхней картой банкомета, то ставку игрока на эту карту забирает себе банкомет, причем «соник» в данный момент в расчет не принимается. Например, игрок поставил три фишки на Валета треф. Верхняя карта подрезанной колоды — «лоб» — также является Валетом, но червовой масти. Три фишки — ставку игрока — банкомет забирает себе.

Рис. 207. Сдвинутые карты в руке банкомета при игре в штосс.

Карточные игры - Штосс

Случается, что карты «лоб» и «соник» имеют одно достоинство (это называется плие), причем понтер также сделал ставку именно на эту карту, в этом случае фишки также отходят банкомету. Когда верхняя карта колоды и карта игрока совпадают, говорят: «Карта бита!». Это означает, что банкомет сумел покрыть отложенную карту игрока и, естественно, забирает себе все фишки.

Понтер выигрывает, когда карта, на которую он сделал дополнительную ставку, является «соником». В этом случае говорят: «Понтер угадал карту!», банкомет же обязан выплатить понтеру столько своих фишек, сколько тот поставил на данную карту.

Однако случаи, в которых карта совпадает по достоинству с верхней или нижней картой колоды, достаточно редки. Поэтому, когда вскрытые банкометом карты не совпадают с картами, задуманными игроками, банкомет начинает метать штосс — колоду (рис. 208).

Рис. 208. Метание колоды банкометом в штоссе.

Карточные игры - Штосс

Прежде всего на стол скидываются «лоб» и «соник», а потом карты раскладываются на две кучки: четные — налево, а нечетные — направо. Игрок должен следить за тем, когда выпадет его карта. Если она ложится направо, то выигрыш принадлежит банкомету и он забирает все фишки, поставленные на карту, себе. Если карта легла налево, выигрывает понтер — он получает от банкомета столько же фишек, сколько поставил на кон.

Игрок имеет право ставить не на одну, а сразу на несколько карт. Игра продолжается до тех пор, пока не будут открыты все карты, на которые были сделаны ставки. На основе классического варианта игры можно создать и совершенно новые модификации, правила которых несколько усложнены. При этом все условия игры должны быть оговорены между игроками еще до начала первого тура.

Один из вариантов игры называется «игра третями». Игроки прежде всего должны поставить определенное количество фишек на любые выбранные ими карты. Подрезка колоды производится банкометом уже описанным способом, после чего сравниваются карты игроков и «соник» из колоды банкомета. При этом в зависимости от соответствия мастей карт понтера и колоды различают цветную, полуцветную и простую карты.

Когда масть карт понтера и банкомета совпадает полностью, задуманная карта игрока считается цветной (рис. 209). Карта понтера и соник банкомета могут совпадать по достоинству, но иметь разную масть.

Рис. 209. Цветная карта в штоссе.

Карточные игры - Штосс

Стоит также принять во внимание цвет этих мастей. Если задуманная карта понтера и «соник» имеют одно достоинство, но разную масть и масти этих листов совпадают по цвету (например трефы и пики, черви и бубны), карта считается полуцветной (рис. 210).

Рис. 210. Полуцветная карта в штоссе.

Карточные игры - Штосс

В некоторых случаях карты одинаковы только по достоинству, масти же не совпадают даже по цвету (например пики и черви или бубны и трефы). В этом случае принято говорить о простой карте (рис. 211).

В соответствии с тем, какую карту имеет понтер — цветную, полуцветную или простую, он и получает выигрыш. За цветную масть выплачивается столько же фишек, сколько понтер поставил на нее. Когда карта полуцветная, понтер получает от банкомета только две трети своей ставки, а в случае простой карты — лишь одну треть.

Например, игрок поставил на пиковую Даму 3 фишки. После подрезки и сдвига карт обнаружилось, что «соник» также является пиковой Дамой. Банкомет обязан выплатить понтеру 3 фишки; кроме того, понтер также забирает себе свою ставку. Если бы «соник» был трефовой Дамой, банкомет выплатил бы игроку лишь 2 фишки, а в случае нахождения на месте «соника» червовой или бубновой Дамы выплачивать пришлось бы всего 1 фишку.

Рис. 211. Простая карта в штоссе.

Карточные игры - Штосс

Игроки могут договориться метать банк по очереди, т. е. банкометом может стать практически любой понтер. В этом случае игроки договариваются играть в полкуша. Это означает, что при полном совпадении первой карты («лба») банкомета и карты понтера банкомет имеет право претендовать только на половину куша — ставки игрока.

Разнообразить игру можно и при помощи введения других правил. Например, понтер получает право делать ставку сразу на несколько карт, при этом каждая карта играет в отдельности. Можно поставить и на пару карт — две карты одного достоинства, но разных мастей. При этом выигрыш выплачивается понтеру в двойном размере, хотя проигрыш также будет в два раза большим.

Можно также, предварительно договорившись с партнерами, ввести в игру правило, согласно которому понтеру принадлежит тринадцатая карта, если она цветная. В этом случае банкомет должен выплатить понтеру его ставку в двойном размере.

Знаете ли вы, что...

Наряду с карточными играми для взрослых придуманы игры и для детей: это Мау-Мау, шиф, шоф и шуф, «ведьма», «шалашик», «цыганка», «домовой», «пьяница», «зевака», «свинка» и еще много других, ничуть не менее интересных и развивающих.








Игры для двух игроков:
Короткие нарды:
Традиционное домино и его разновидности:
Мушка и ее разновидности:

© 2008 Igry.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!