Нарды — Традиционные длинные нарды.

Баккара и игры на ее основ:
 


Традиционные длинные нарды.

Игроки раскладывают по 15 шашек вдоль края, параллельного линии сгиба доски (рис. 222). В данном случае левую часть доски занимают белые шашки, а правую — черные. Нумерация, которая в данном случае приводится для удобства при расчете ходов, начинается с нижней части левой стороны. Шашки, расположенные в исходном положении, называют «головой». Поэтому когда говорят «взять с головы», имеется в виду выдвинуть шашку из исходного положения.

Движение шашек при игре в длинные нарды происходит против часовой стрелки. Значит, если черные занимают правую сторону, то они будут двигаться сначала в верхнюю левую четверть доски, затем — в нижнюю левую и, наконец, в правую нижнюю четверть, т. е. в свой дом. Белые двигаются тоже против часовой стрелки — в нижнюю правую четверть, в правую верхнюю и в левую верхнюю, где находится их дом.

Рис. 222. Исходное положение шашек при игре в длинные нарды.

Нарды - Традиционные длинные нарды

За один ход «с головы» берется только одна шашка. Иногда на первом ходу игрок может снять сразу две шашки, но только в том случае, если игре мешают шашки соперника, стоящие на противоположном поле «в голове». Обычно это происходит, когда игроку выпали дубли 6:6, 4:4, 3:3.

Например, игроку белыми шашками выпало 6:6. В данном случае он передвигает шашку с 1-й лунки на 7-ю. Продолжать двигать эту шашку еще на шесть лунок не имеет смысла, поскольку в 12-й лунке стоят черные шашки. Поэтому игрок двигает вторую шашку и ставит ее рядом с первой. Таким образом, задействованными оказались две шашки.

При других числовых комбинациях, которые могут выпасть на зарах, «с головы» можно снять только одну шашку. Например, если выпало 5:3, то шашку ставят на 9-ю лунку, отсчитав после 1-й лунки 8 (5+3) ходов.

Перед началом партии игроки разыгрывают право первого хода. Для этого они по очереди подбрасывают зары, затем тот игрок, которому выпало большее количество очков, начинает игру.

Игра проходит по тому же принципу, что и партия в короткие нарды. Игроки по очереди подбрасывают зары и делают ходы в соответствии с выпавшими очками. Но битых шашек в этой игре нет. Отличие состоит еще и в том, что если перед одной шашкой расположены 6 фигур соперника, которые образуют непрерывный ряд, то эта шашка считается «запертой». Такую игровую ситуацию называют «шешдар». Запертые шашки не могут продолжать ход, поэтому создание шешдара может оказаться очень выгодной позицией для желающего победить.

При игре в длинные нарды нельзя ставить шашку в лунку, если там уже есть шашка соперника. Запирать все шашки своего противника тоже нельзя, иначе продолжение дальнейших ходов станет невозможным и партию придется начинать сначала. Поэтому хотя бы одна вражеская шашка должна остаться незапертой и быть на достаточном расстоянии от заграждения или до него (рис. 223).

Рис. 223. Возможный вариант ситуации при игре в длинные нарды.

Нарды - Традиционные длинные нарды

Просчитывая варианты ходов, каждый игрок должен занять как можно больше лунок, чтобы ограничить передвижение фигур противника. Когда игрок не может передвинуть шашки согласно очкам, выпавшим на зарах, т. е. шашки «не идут» (когда шашки при любом раскладе попадают на занятую лунку), игрок должен пропустить ход. Если за каждый ход игрок ставит себе очки, то в данном случае все они сгорают.

В некоторых случаях игрок может сделать ход только на число одного зара. В этом случае очки второго зара сгорают. Например, если выпало 3:4, а игрок не может продвинуть шашку на 7 лунок вперед, то он может продвинуть ее только на 3 или только на 4. При выборе одного из ходов игроку выгоднее выбрать большее количество очков, т. е. если он может продвинуть шашку и на 3, и на 4 лунки, то выбрать он должен ход на 4-ю лунку. Отказаться от хода совсем нельзя, даже если это невыгодно.

Иллюстративная партия:

В игре принимают участие два игрока — Игорь и Леонид. После того, как шашки расставили и произвели жеребьевку, Игорь получает возможность сделать первый ход.

Первый ход:

На брошенных Игорем зарах выпадает дубль 4:4, который делает возможным ход сразу двумя шашками. Игрок ставит одну шашку в 5-ю лунку, затем — в 9-ю. Делать еще два хода этой шашкой он не может, потому что попадает в 13-ю лунку, занятую шашками соперника. Поэтому игрок оставляет шашку в 9-й лунке и ставит туда же и вторую шашку.

Если бы выпал дубль 3:3, игрок белыми тоже ходил бы двумя шашками. Три хода из четырех, на которые дает право выпавший дубль, игрок может сделать одной шашкой, передвигая ее в 4-ю, 7-ю и 10-ю лунки. Четвертый ход игрок сделать не может, поскольку попадает в 13-ю лунку с вражескими шашками. Поэтому можно сделать ход еще одной шашкой и поставить ее в 4-ю лунку.

А вот при дубле 5:5 у игрока белыми шашками сложилась бы совершенно иная игровая ситуация. В этом случае ход можно сделать одной шашкой, но 4 раза, как и при выпадении дубля в игре в короткие нарды. В этом случае из 1-й лунки шашку переставляют в 6-ю (1 ход), затем в 11-ю лунку (2 ход), в 16-ю и останавливаются в 21-й.

Второй ход:

На втором ходу в игру вступает Леонид, который играет черными. На зарах ему выпадает 5:3, поэтому он переставляет шашку с 13-й лунки на 21-ю (рис. 224).

Рис. 224. Игровая ситуация после ходов 4:4 и 5:3.

Нарды - Традиционные длинные нарды

Третий ход:

Бросив зары, Игорь набрал очки 6:2. Он может передвинуть одну шашку из лунки 9 или из лунки 1. При первом варианте игрок поставит шашку на 17-ю лунку, а если делать ход фигурой из «головы», то шашка попадет на 9-ю лунку. В длинных нардах игроку нужно стараться делать такие ходы, чтобы шашки заполнили как можно больше лунок, поэтому целесообразнее выбрать первый ход.

Четвертый ход:

Игроку черными выпадает 5:6. Леонид может сделать ход черной шашкой из 21-й лунки, тогда его шашка окажется в своем доме. С другой стороны, если игрок сделает ход шашкой из 13-й лунки, то попадет в 24-ю лунку, что тоже неплохо. Но Леонид предпочел поскорее собрать шашки в доме и сделал ход шашкой с 21-й лунки.

При дальнейшем ходе событий складывается такая игровая ситуация, когда игрок белыми пропускает ход. На зарах Игоря выпало 6:4, и получившаяся числовая композиция не дает возможности сделать игроку ход (рис. 225).

Рис. 225. Комбинация 6:4 не дает возможности хода белым шашкам.

Нарды - Традиционные длинные нарды

В данной ситуации игрок не может сделать ход ни шашкой из 9-й лунки, ни шашкой из «головы», поскольку и в первом, и во втором случае белая шашка выпадает на лунку, занятую вражеской фигурой, поэтому Игорь вынужден пропустить ход. Иногда на игровом поле складывается такая ситуация, когда игрок может сделать ход только на число очков, выпавшее на одном заре.

Допустим, такая ситуация сложилась у Игоря при другом положении на доске. Две его шашки находятся в своем доме — в 24-й лунке, две — в 18-й, по одной — в 8-й и 9-й, а также в «голове» (рис. 226). При комбинации 6:4 он может сделать ход только одной шашкой с 18-й лунки на 24-ю, ход на «4» у него закрыт со всех сторон.

Рис. 226. Игровая ситуация, при которой для белых шашек возможен ход только на одно очко кубика.

Нарды - Традиционные длинные нарды

Выигрывает тот игрок, который первым соберет в доме все шашки и выбросит их оттуда. На каждый выпавший на костях номер выбрасывается одна шашка, если выпавшее очко позволяет продвинуть шашку за пределы доски. Шашки нужно по возможности быстрее выбрасывать. Например, если выпадает на зарах 5:3, то при ходе на «5» шашку с 8-й лунки можно выбросить за пределы доски (рис. 227).

Рис. 227. Выбрасывание шашки на комбинацию 5:3.

Нарды - Традиционные длинные нарды

Но если при сложившейся числовой комбинации вы не можете выбросить шашку, а оставшееся пространство позволяет передвигать фигуры, то следует делать ход. В том случае, если не окажется ни той, ни другой возможности, ход пропускается. Победителем считается тот игрок, который выбросил все шашки. Если игра шла на ставки, то проигравший выплачивает победителю заранее оговоренную сумму.

Хотя на первый взгляд может показаться, что игра в нарды слишком сложна для прогнозов, просчитать возможную выигрышную ситуацию все же можно. Несмотря на то, что на зарах не будет постоянно выпадать удобная вам комбинация, шашкам соперника все же возможно устраивать ловушки. Для этого игрок должен оставить сопернику во всех четвертях доски возможность ходов равной длины.

Нужно дать шанс передним шашкам соперника продвинуться подальше вперед, тогда очень скоро появится возможность шешдара. Особо выгодной позицией для этого является стартовая четверть соперника. Если игроку удается запереть две или три шашки противника на стартовой четверти, чаще всего он выигрывает.

При игре в длинные нарды ситуации марс и оин имеют то же значение, что при игре в короткие нарды. При марсе победителю выплачивается двойная ставка, а при оине — одинарная. Кстати, на игровом поле вполне можно создать ситуацию оин, которая гарантирует победу с получением одинарной ставки. Для этого нужно занять в доме соперника первые пять лунок, оставив противнику только одну, 19-ю, лунку (рис. 228).

Рис. 228. Выигрышная ситуация.

Нарды - Традиционные длинные нарды

При такой ситуации, когда большее количество лунок в доме занято, сопернику будет практически невозможно попасть туда. Выброс шашек тоже будет затруднен, поскольку на зарах далеко не всегда будут выпадать шестерки. Однако и при выигрышной ситуации нельзя забывать о своих шашках. Ведь рано или поздно из неприятельского дома их придется убрать. Делать это лучше после того, когда оставшиеся 10 шашек займут благоприятное для выброса положение в своем доме.








Игры для двух игроков:
Короткие нарды:
Традиционное домино и его разновидности:
Мушка и ее разновидности:

© 2008 Igry.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!