В мире моды принято считать, что мужской деловой костюм — самая консервативная в мире вещь, очень мало меняющаяся и по своей сути неспособная к развитию. Может, это и так, если говорить, скажем, о десяти — двадцати годах. Мы же решили рассмотреть эволюцию мужского костюма на протяжении всего прошлого века, и — верьте, не верьте — в таком виде картина получилась весьма динамичной.
1900:
Начало ХХ века — время господства модерна во всех его проявлениях, включая культ всего естественного и близкого к природе. Именно в это время cюртук, без которого не мыслился деловой костюм всего предшествующего столетия, заменяется пиджаком — вещью гораздо более свободной и не так плотно облегающей тело. В отличие от сюртуков, пиджаки (равно как и другие модные фичи вроде узких эластичных галстуков) больше не сковывали движений носителя, хотя в чопорности и строгой элегантности они явно проигрывали предшественникам. Один из самых харизматичных аксессуаров той эпохи — мягкие отложные воротнички закругленной формы, уже в следующем десятилетии навсегда вышедшие из моды.
1910:
Это десятилетие можно назвать эрой белых аксессуаров. Крахмальные жилеты и сорочки, а также бабочки ослепительной белизны были призваны оттенить черный смокинг (который до 1917 г. был весьма популярен и в России). Жилет, правда, в менее торжественных случаях допускался и черный. Что же касается тех, кого сегодня принято величать офисным планктоном, среди них вне конкуренции была визитка (жакет со скошенными полами + брюки в полоску) и костюм-тройка. Цветовая гамма здесь была уже не столь однообразна — помимо черного были популярны коричневые, серые и бежевые тона.
1920:
Двадцатые начались с цилиндра, а закончились котелком и кепи невообразимой ширины, которые нынче обозначили бы не иначе как «кепка-аэродром». В то время, однако, такие «аэродромы» весьма стильно дополняли писк сезона — твидовые пиджаки из шерсти с обязательными накладными карманами. Фасоны сорочек не претерпели значимых изменений по сравнению с предыдущей декадой, чего нельзя сказать о брюках: именно в 20-х в моду вошли довольно смешные на современный взгляд бриджи, подвернутые внутрь ниже колена. Носились они обязательно с гетрами.
1930:
Перед Второй мировой войной мир помешался на двубортных пиджаках. На самом деле они появились практически одновременно с однобортными, но лишь в тридцатые число их продаж по всему миру сравнялось с числом продаж однобортных «сотоварищей». Что характерно, однобортные, как правило, приобретали в магазинах, а двубортные — атрибут особого шика — шили в основном под заказ. В обоих случаях в моде были широкие лацканы и прямые боковины без шлиц. Картину дополняли широкие и длинные брюки, призванные подчеркнуть атлетичный торс (или хотя бы иллюзию последнего). Что же касается аксессуаров предвоенного десятилетия, то одним из самых запомнившихся стал воротничок с пуговичной застежкой (на фото справа).
1940:
В начале сороковых, как известно, самым популярным костюмом в Европе была военная форма. Американцы же в это время продолжали носить широкие свободные брюки, только теперь их дополняли такие же широкие и свободные пиджаки, зачастую с подкладными плечами. По сравнению с предыдущим десятилетием значительно увеличились как поля шляп, так и длина воротничков, которые теперь отделывали по краям широкой строчкой. Интересно, что после войны человечество по обе стороны Атлантики вдруг как-то сразу охладело к двубортным пиджакам, которые уже в начале пятидесятых вышли из моды всерьез и надолго.
1950:
Цветовая гамма костюмов, потемневшая после войны, продолжала оставаться траурной — ни бежевые, ни серые, ни какие бы то ни было вообще светлые тона в фаворе у деловых мужчин не были. Английская мода и вовсе ностальгировала по эдвардианской эпохе — фасон костюма снова стал строгим и до предела лаконичным, и даже шляпы вынуждены были снова потвердеть. При этом функцию «увеселения» гардероба взяли на себя рубашки. Они (равно как и галстуки) позаимствовали из женской моды насыщенный колорит и даже узорность. А ближе к концу десятилетия со строгостью было покончено: Элвис с Чаком Берри сделали свое дело, и «стильные оранжевые галстуки» медленно, но уверенно начали прокладывать дорогу в офисы.
1960:
Самое безумное десятилетие прошлого века стало десятилетием молодежной моды, докатившейся даже до самых солидных господ. Воротнички рубашек стали беззастенчиво узорчатыми, а цветовая гамма пиджаков и брюк — как никогда доселе разнообразной и демократичной. Мало того, стало возможным прийти на работу в джемпере или кардигане вместо пиджака, о чем с начала века и думать было запрещено. Крупная клетка, обилие этномотивов в оформлении костюма, зауженная линия плеча и столь же узкие брюки — благодаря всему этому шестидесятые стали, наверное, самым ярким десятилетием деловой моды прошлого века. А из аксессуаров, как ни странно, символом эпохи стали огромные очки в роговой оправе а-ля Остин Пауэрс.
1970:
Это десятилетие вошло в историю как эпоха унисекса, поэтому в мужскую моду вошли жабо, вышивка и рюши. До офисов это, слава богу, не дошло, зато другие атрибуты моды унисекс — чрезвычайно узкие в плечах пиджаки, облегающие пуловеры и, конечно же, брюки клеш — проигнорировать было невозможно. С конца шестидесятых осталась популярной крупная клетка и обилие светлых тонов, а количество пуговиц на по-настоящему модном пиджаке ограничивалось двумя. Семидесятые отпечатались в памяти человечества не только как эпоха унисекса, но и как эпоха вельвета. Также популярны были ситец, шелк и лен. Ну и, разумеется, нельзя не упомянуть воротнички, размер которых в то время увеличился до максимума.
1980:
С середины 80-х в моду снова вошли двубортные пиджаки — на сей раз с весьма широким (особенно по сравнению с семидесятыми) силуэтом в плечах. Клетчатая расцветка стала считаться моветоном, равно как и пиджаки «в кашку», а воротнички рубашек снова укоротились. Кроме того, пиджак и брюки снова должны были быть однотонными, чего до этого не требовалось лет тридцать. Брюки, кстати, обзавелись манжетами — молва приписывает их изобретение известному моднику того времени принцу Уэльскому, который якобы придумал их после того, как в дождливую погоду был вынужден подвернуть свои длинные брюки, дабы не замочить их в лужах.
Знаковым аксессуаром конца восьмидесятых стал узкий «галстук-селедка», придуманный в противовес широченному «галстуку-лопате» семидесятых. Подобный атрибут, обильно производимый из кожи первыми советскими кооперативами, был хорошо знаком тогдашним российским старшеклассникам.
1990:
Мода девяностых запомнилась достаточно свободным немецким кроем, «широкоплечим» силуэтом и брюками в полоску и светлых тонов, но в принципе мало изменилась по сравнению с предыдущим десятилетием. Как ни странно, самой яркой (в прямом смысле) она была в России: термин «малиновый пиджак» еще долго будет в нашей стране именем нарицательным.