Дома и постройки Москвы.

Оружейная палата:
 


Дом Пашкова.

 

Дом Пашкова - Дома и постройки Москвы

Девятая надежда.

Власти пообещали начать реставрацию одного из самых красивых и знаменитых сооружений в городе — старого здания Российской государственной библиотеки, более известного как дом Пашкова. Целых четырнадцать лет простояло оно в мерзости и запустении, и вот наконец свершилось. Собственно говоря, все эти годы шло выяснение, кому достанется жемчужина зодчества: будет городской или федеральной собственностью, останется за РГБ, перейдет к Историческому музею и т. д. Памятник тем временем разрушался.

Интересно, что все это с домом Пашкова уже однажды происходило. В 1830-х годах. Тогда здание было уже бесхозным и долго стояло пустым. Очевидцы писали: «Не спешите ныне к сему дому, вы увидите все в самом жалком состоянии... Огромный дом ныне только что не развалины, окошки забиты досками, сад порос мохом и густой травою». Потом здание заняла гимназия, потом музей, но, как писали в обличительных книжках советской эпохи, «коллекции страдали от ветхости и сырости помещения, а казна все отказывала в средствах на ремонт». Нынешняя казна демонстрирует удивительную верность историческим традициям.

Правда, в последние годы были укреплены фундаменты и проведен ряд других полезных мероприятий, незаметных стороннему взгляду, однако средств на основательную реставрацию не хватило. Для библиотеки Пашков дом проблема не главная, ведь одновременно ведется реконструкция основного книгохранилища, поэтому, кстати, многие из фондов сейчас и недоступны для посетителей. Кроме того, на балансе РГБ находится еще ряд зданий в ближних кварталах. Пашков дом хотя и не очень крепко, но все-таки пока стоит, а вот у соседних с ним палат Левашовых (Староваганьковский переулок, 15, во дворе), уникального памятника XVII века, не менее ценного для культуры Отечества, два года назад обвалилась половина фасада.

И дело даже не в огромных деньгах, просто у библиотечного руководства руки не дошли хотя бы поставить подпорки и сделать временную кровлю. Так что Пашков дом еще не в худшей ситуации. Но теперь есть надежда, что через несколько лет он все же откроет двери для любознательных читателей бывшей Ленинки.

Долгие годы одна из заметных городских достопримечательностей была закрыта для посетителей, но не для краеведения. Ведь слово «краеведение» происходит от «ведать», а в старые времена «ведающим Москву» называли боярина, жившего со своими товарищами в царских палатах во время государевой отлучки. Вот и я, с тех пор как в 1989 году случайно обнаружил волшебную дырку в заборе со стороны Моховой улицы, неоднократно навещал пустующую знаменитость, старался, чтобы она не очень скучала, находясь во временном одиночестве.

Кроме прославленного дворца в ансамбль усадьбы входят ряд служебных построек, ограда с роскошными воротами и древняя Никольская церковь. Нынешнее ее здание выстроено в XVII-XIX веках, но в подклете сохранилась белокаменная кладка начала XVI столетия — тех времен, когда на холме еще стоял княжеский загородный двор. Странно звучит слово «загородный» по отношению к месту, расположенному прямо против Кремля, но было и такое.

A вот в XVII веке этот район Москвы считался уже одним из самых престижных в городе, и дворцы здесь строили лишь очень богатые и именитые бояре. На гравюре 1707 года на месте Пашкова дома изображены палаты с высоким голландским фронтоном, выстроенные по тогдашней последней моде.

A в 1774 году усадьбу купил капитан-поручик П. Е. Пашков, человек богатый, с хорошим вкусом и большими претензиями. На самом выигрышном в градостроительном отношении месте он возвел роскошнейший дворец в городе, заказав проект, очевидно, Василию Баженову документально его авторство так и не доказано), одному из лучших зодчих того времени. Белоснежное здание, объединенное галереей с двумя торжественными флигелями, было богато украшено скульптурой, по склону холма перед домом спускался сад. Такое решение было необычным, традиционно сады располагались позади, вдали от посторонних глаз. Эта же усадьба была словно вывернута наизнанку: обращенный к городу парадный фасад на самом деле является задним, а главный вход в усадьбу находится в Староваганьковском переулке.

Поэтому сад был нарочно устроен так, чтобы удивлять прохожую публику. Вдоль решетчатой ограды на Моховой улице постоянно толпились зеваки — любовались прудом с лебедями, фонтанами, гротами, прогуливавшимися по саду редкими птицами, в том числе журавлями и павлинами. На месте сада сейчас проезжая часть расширенной Моховой улицы, а лесенка, ведущая к дому, устроена уже в 1930-е годы. Сейчас при въезде в парадный двор Пашкова дома из асфальта торчат стволы настоящих чугунных пушек, заменявших традиционные каменные колесоотбойные тумбы, защищавшие ворота от неаккуратных извозчиков.

Сами ворота теперь на засове. A не так давно были открыты настежь, и сразу за ними стоял, прислонившись к стеночке, чудо-привратник: огромная каменная баба, которая на самом деле, как известно, совсем не баба, а грозный половецкий воитель. Любой дурак мог подогнать грузовик и прихватить антикварное сокровище в личное пользование. Хорошо, что никто не догадался — теперь идолище проживает в главном здании Ленинки.

A то был один замечательный случай лет десять назад. Из главного зала дома Пашкова исчезла большая малахитовая ваза, подарок Aлександра II Румянцевскому музею. Здание было уже на ремонте, пропажу заметили не сразу, а когда спохватились, никаких концов было уже не найти. Новость попала в газеты, и тогда неожиданно объявился смущенный дяденька, который, извинившись, вернул пропавшую реликвию. Дескать, не знал, что это такое. Договорился с местными строителями прикупить слева каких-то досок себе на дачу, а они ему за лишнюю поллитру еще и вазу вынесли, в нагрузку.

Позади великолепных ворот усадьбы, одних из самых красивых в городе, начинается коридор, образованный двумя слегка расходящимися глухими оградами (они скрывают асимметрию участка). Он выводит в большой парадный двор, по бокам которого тянутся корпуса служебных построек. Несколько лет назад под двором был случайно обнаружен огромный белокаменный колодец — до пяти метров в диаметре и не меньше 16 метров глубиной. Поскольку аналогов гиганту у нас в стране нет, в прессе тут же появилось множество удивительных версий его происхождения: первым делом, конечно, библиотека Грозного, потом подземная темница, тайный масонский притон и т. д. Скорее же всего, это был просто колодец, только очень большой. Ходил вокруг него какой-нибудь смиренный ослик, качал воду для садовых фонтанов.

A вообще-то пашковской усадьбе повезло: это один из немногих классических ансамблей Москвы, сохранившихся почти без переделок. Правда, от интерьеров баженовского дворца уцелели лишь своды подвалов. Все остальное сгорело в пожаре 1812 года или было утрачено в XIX-XX веках (кстати, нынче французы намерены исправить акт вандализма, совершенный когда-то их предками, и собираются активно участвовать в кредитовании реставрации). Сейчас основным украшением дома является огромный двухсветный зал с колоннадой и хорами. Общий вид зала навевает мысли о первом бале Наташи Ростовой, однако устроен он был только в 1911 году, так что никаких балов в нем никогда не проводилось, сразу был музей.

Музей, или «публичный музеум», открылся в доме Пашкова в 1862 году и был основан коллекционером и просветителем графом Н. П. Румянцевым. В одном из коридоров дома с тех пор сохранилась надпись: «На благое просвещение». Музей работал семь дней в неделю, причем по выходным даже бесплатно.

Коллекция Румянцевского музея, перешедшая потом к музею Историческому, состояла из нескольких разделов. Тут были и зал древностей с египетской мумией, и минералогический кабинет, и картинная галерея, в которой хранилось знаменитое «Явление Христа народу», и зал этнографии, населенный 270 манекенами представителей различных российских народностей.

A еще были отделение древних рукописей и библиотека, так что функция книгохранилища была закреплена за Пашковым домом задолго до того, как в нем расположилась библиотека имени Ленина. Кстати, последнее имя было присвоено библиотеке не случайно: в 1897 году Ильич часто посещал Румянцевку, хитрил, выпрашивая на ночь издания, на руки не выдававшиеся, читал круглые сутки и учился, учился... Сейчас в Пашковом доме мало чего интересного. Пыльные, совершенно пустые залы — зрелище довольно унылое.

Но что действительно восхищает, так это открывающийся из окон вид на Кремль. Разумеется, чем выше, тем интереснее, так что самая красота открывается с самого верха, со стоящего на крыше дома круглого бельведера. Попасть в него нелегко, потому что вход находится на чердаке, и, пока его найдешь среди леса всяких труб и балок, запросто можно и шею свернуть. Внутри самой башни пусто, через дырявые окна можно выйти на крышу. Это место является одной из лучших видовых точек Москвы. В 1818 году здесь побывали сразу три прусских императора, один действующий и два потенциальных: Фридрих Вильгельм III с сыновьями. Кланялись отсюда Кремлю в знак благодарности за избавление Европы от наполеоновского ига. Думаю, что вход на башню был тогда не через чердак.

Не случайно и Михаил Булгаков выбрал именно это место для сцены прощания Воланда с городом. Вид прекрасный, особенно ночью, особенно после дождя, когда фары машин, выезжающих на Моховую с Каменного моста, отражаются в мокром асфальте. Однажды в новогоднюю ночь жажда прекрасного погнала меня и моих коллег-ведателей еще выше, и по пожарной лесенке мы выбрались на самую верхушку башни. Расстреливали Кремль шампанскими пробками, болтали ногами, сидя на вершине мира, проникновенно пели родному городу колыбельную из французского кинофильма «Мужчина и женщина» — что за ночь была!

 

 









© 2009 Moskva.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!