Дома и постройки Москвы.

Оружейная палата:
 


Потешный дворец.

 

Потешный дворец - Дома и постройки Москвы

Потешный дворец. Вид с юго-востока.

Более сорока лет, от возведения несчастного Дворца съездов, в силуэте Кремля не происходило столь важного изменения. Теперь со знаком «плюс»: воссозданы верхи домовой церкви Похвалы Богородицы Потешного дворца, разобранные... 150 лет назад. Неглинская сторона Кремля (вдоль Александровского сада) обогатилась и повеселела узорочной архитектурой середины XVII века, преодолевающей пустую протяженность хрущевского Дворца. Церковь заметна с Каменного моста, от Боровицкой площади, от начала Воздвиженки и в перспективе Волхонки.

Такова видимая часть работы. А невидимая часть (здание принадлежит Федеральной службе охраны и недоступно для обозрения вблизи) — принесла серьезные научные открытия и даже сенсации. Но по порядку.

Дворец построен как палаты боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича, в 1651-1652 годах. Это единственный оставшийся в Кремле дом частного происхождения, спасенный приобщением к дворцу после смерти хозяина. Тогда Потешный получил свое название: в нем ставились придворные потехи, то есть создавался русский театр, еще без профессиональной труппы. Год превращения дворца в Потешный — 1679-й — можно считать годом рождения русского театра.

Согласно наблюдению историка Забелина, потребность в дополнительном дворце возникла в связи с разобщением царской семьи по крови Милославских и Нарышкиных. Добавим: и просто от многодетности первых Романовых. Особенно распространилась женская половина царской фамилии. Сестры государей Алексея и Петра не выходили замуж и, если не переходили в монастырь, переполняли царские палаты. Потешный был продлением именно женской, задней половины царского дворца. Поставленный к неглинской стене Кремля, он сделался лицом дворца на этой стороне.

Благодаря царевнам Потешный оставался единственным благоустроенным царским жильем Кремля после побега Петра из Москвы. В Потешном останавливались его дочери Анна и Елизавета. В нем жил Баженов, когда проектировал реконструкцию Кремля. С началом XIX века Потешный стал Комендантским домом. Наконец, потом в нем поселился Сталин, его квартира не сохранена.

Став Комендантским домом, бывший дворец подвергся перестройке, тогда и упразднили домовую церковь, а позднее — романтической (художественной, донаучной) реставрации по плану Николая Шохина. Сравнить дворец нужно было с Политехническим музеем — работой того же архитектора и тех же 1870-х годов. Словом, современным реставраторам во главе с Еленой Одинец и Сергеем Демидовым было чем заняться.

Небоскреб XVII века (четыре этажа, с подвалами — пять), с плоскими крышами и висячими садами на них, с церковью, алтарь которой балконом вывешен над кремлевской улицей, со звонницей, со сквозным проездом 30-метровой длины под всем этим, с резным белокаменным бестиарием (собранием фантастических животных) на плоскостях наличников — это был апофеоз, энциклопедия, шедевр стиля узорочья.

Реставрационные исследования Потешного начались в 1970-х годах под руководством покойной Ирины Ильенко, учителя Елены Одинец. Теперь было сделано все возможное в условиях заказа для возвращения к оригиналу. Фрагментами утраченный декор докомпонован (скульптор Григорий Эрстакян). Отлитые в цементе накладные наличники Шохина сняты везде, где под ними найдены старые, срубленные, каковые и воссозданы по «хвостам», оставшимся в кладке. Стилизованный портал на улицу и несколько наличников над ним, устроенные Шохиным в прежде глухой стене, оставлены как памятники реставрационного искусства XIX века. Частично воссоздана оригинальная раскраска дома.

Сенсацией стало открытие рустованных (термин не объяснить двумя словами) наличников на южной и восточной сторонах дворца. Нет, это не барокко Анны Иоанновны — это протобарокко Алексея Михайловича. Как если бы у Милославского работала бригада итальянцев или голландцев — современников Бернини, отца барокко. Потешный — новый аргумент в пользу барочности московского XVII века.

Конечно, плоские крыши и сады на них не восстановлены, так что порталы церкви полускрыты кровельными скатами. Лишний этаж восточной половины дома не разобран, а только выделен отдельным цветом. Сквозной проезд по-прежнему заложен, служит внутридомовым коридором и только обозначен на фасаде. Кресты освящены, а церковь — нет, она служит как технический чердак. Работы заморожены заказчиком на подступе к западному, смотрящему в город фасаду.

Незавершенность очевидна: дворец остался выкрашенным в два цвета. Увы, спонтанность стала стилем действий Федеральной службы охраны: второй год доступность всего Кремля для посетителей зависит от ее ежедневного усмотрения. Что касается доступности Потешного дворца — то южный, лучший фасад вообще не может быть увиден, а восточный, выходящий на кремлевскую улицу, — только издалека и в ракурсе. Кремлевские музеи не имеют шансов получить дворец.

И все же праздник состоялся.

 

 









© 2009 Moskva.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!