Благовещенский собор.

Оружейная палата:
 


Иконостас.

 

Иконостас - Благовещенский собор

Многоярусный иконостас Благовещенского собора — одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого — Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века — до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие не меньший интерес по иконографии и составу.

Особенностью местного ряда иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона «Спас на престоле». Рама, в которую вставлены все иконы, создана по императорскому заказу в 1896 году мастерами московской фабрики фирмы Хлебникова по рисунку архитектора Султанова.

1. Деисус:

Иконостас - Благовещенский собор

13 икон Деисуса представляют святых в полный рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на престоле среди сил небесных Спасителю. Его икона «Спас в Силах» находится в центре ряда и является самым значительным образом этой многоярусной конструкции иконостаса.

В состав Деисуса главного иконостаса Благовещенского собора входят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы церкви Иоанн Златоуст и Василий Великий. Вдоль южной и северной стен собора «в заворот» стояли образы великомучеников Георгия и Дмитрия, а также столпников Даниила и Симеона. Центральное ядро из девяти икон конца XIV в. исследователи связывают с греческим иконописцем, вероятно, Феофаном Греком, который работал в это время при дворе московского князя.

2. Праздники:

Иконостас - Благовещенский собор

Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни Христа от «Благовещения» о рождении Спасителя до «Сошествия во Ад» и «Успения». Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий — связь одной из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым («Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»).

3. Пророки и праотцы:

Иконостас - Благовещенский собор

15 икон Пророков и 15 икон Праотцов над ними представляют полнофигурные образы провозвестников явления Христа с сидящей на престоле Богоматерью с Христом на коленях и поясных образов праотцов в архитектурном обрамлении с Саваофом в центре ряда. Оба ряда относятся ко времени восстановления собора после пожара 1547 года.

4. Патрональная икона:

Иконостас - Благовещенский собор

Патрональная икона, вероятно, с XVI в. занимает в нижнем ряду иконостаса Благовещенского собора постоянное место: третья справа от царских врат. В фондах музея сохранилось несколько икон с образами святых патронов московских царей, начиная с Ивана Грозного. Образы святых покровителей царских писали на узкой доске вскоре после церемонии венчания на царство и помещали в иконостас домового храма напротив царского моленного места, а после смерти царя икону переносили в Архангельский собор «ко гробу».

В связи с переносом столицы в Петербург в начале XVIII в. икона «Апостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий» (покровители Петра I и его брата Ивана V, с которым они царствовали вместе, а также отца их Алексея Михайловича), написанная в начале 80-х годов XVII в., не была востребована, т. к. принявший титул императора Петр I был похоронен уже в Петербурге в соборе Петропавловской крепости.

5. Икона «Спас на престоле»

Иконостас - Благовещенский собор

Икона «Спас на престоле» стоит в местном ряду главного иконостаса первой справа от царских врат. Судя по фрагментам поздней записи, икона написана «рукою многогрешного художника Михаилом при державе великого князя Ивана Даниловича...». Однако, живопись на иконе сохранилась от XVI века.

 

 









© 2009 Moskva.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!