Архангельский собор.

Оружейная палата:
 


Стенопись.

 

Стенопись - Архангельский собор

Впервые стенописью Архангельский собор был украшен в царствование Ивана Грозного в 1564-1565 гг. В начале XVII столетия во время польско-шведского разорения живопись храма основательно пострадала. Было принято решение о ее возобновлении. Работа над росписью продолжалась с 1652 по 1666 гг. Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

Над созданием новой росписи трудилась большая артель мастеров из разных городов России — Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды и др. Возглавлял артель знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Рука об руку с Симоном Ушаковым трудились такие талантливые мастера, как Федор Зубов, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и др. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи «политического богословия» времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. «Эпиграфом» ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой «иллюстрации» к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция «София Премудрость Божия» в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов.

В центральном куполе представлена композиция, получившая название «Отечество». Западную стену и часть сводов храма занимает цикл композиций, раскрывающих содержание Символа веры (краткое изложение основных догматов христианской религии). Он продолжает тему выбора веры, начатую в лоджии, и служит напоминанием о том, что защита веры — святой долг княжеской и царской власти. Составной частью цикла «Символа веры» является композиция «Страшный Суд», занимающая часть западной стены.

На северной и южной стенах храма — композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила, верховного ангела, проводника в мир воли Бога. На Руси он почитался как патрон великого князя и как ангел, сопровождающий души усопших к престолу Бога. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей — царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них — Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.

Уникальная особенность росписи Архангельского собора — цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного. За время своего существования фрески Архангельского собора неоднократно покрывались новыми слоями масляной живописи. В 1950-х годах они были раскрыты из-под многочисленных записей бригадой художников-палешан. Дополнительные работы по укреплению стенописи и дораскрытие некоторых участков живописи проводились в 1978-80- гг.

1. «Отечество»

Стенопись - Архангельский собор

В центральном куполе Архангельского собора представлена композиция «Отечество». На престоле в окружении огнекрылых серафимов торжественно восседает Саваоф — Бог Отец, держащий на коленях Сына, младенца Иисуса , на главе которого покоится Святой Дух (в виде голубя). Эта композиционная схема, дающая наглядное представление о понятии Троица, была чрезвычайно актуальна для эпохи Ивана Грозного с ее богословскими спорами о троичной природе Божества.

2. «Страшный Суд»

Стенопись - Архангельский собор

Западную стену Архангельского собора занимает фреска «Страшный Суд». Центр композиции — изображение восседающего на престоле Христа. Слева и справа от него в молении за человеческий род предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. К ногам Христа припадают Адам и Ева. Огромное, извивающееся тело змея, голова которого поднимается к пяте Адама, символизирует грех, разделивший человечество на праведников и грешников. Надгробные изображения князей, представленных с нимбами святости, воспринимаются как неотъемлемая часть этой большой композиции. Как и воскресшие праведники, они словно восстают на Суд Божий, чтобы наследовать жизнь вечную.

3. Надгробные портреты:

Стенопись - Архангельский собор

В нижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.

О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами. По сравнению с портретами на столпах храма, более парадных и репрезентативных, княжеские портреты надгробного цикла — камерные.

В позах князей, в их жестах, ликах выявлено состояние личной молитвы о спасении. Все князья московского дома изображены с нимбами как святые. Вместе с праведниками, представленными в большой композиции «Страшный Суд» (западная стена), они наследуют жизнь вечную и предстательствуют перед Богом за своих потомков.

 

 









© 2009 Moskva.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!