Произношение заимствованных слов.
В русском литературном языке, как и во всяком литературном языке с длительной историей, имеется немалое количество слов иноязычного происхождения, нередко неточно называемых «иностранными словами». Заимствованное слово редко усваивалось русским языком в том виде, в каком оно бытовало в языке-источнике.
Различия в произношении между русским языком и иностранными вели к тому, что чужое слово изменялось, приспосабливалось к русским фонетическим нормам, в нем исчезали несвойственные русскому языку звуки. Сейчас значительная часть таких слов по своему произношению ничем не отличается от слов исконно русских.
Но некоторые из них — слова из разных областей техники, науки, культуры, политики и в особенности иноязычные собственные имена, — выделяются среди других слов русского литературного языка своим произношением, нарушая правила. Далее описаны некоторые особенности произношения слов иноязычного происхождения.
Сочетания [дж], [дз]
В словах иноязычного происхождения нередко представлено сочетание [дж], соответствующее фонеме [?] других языков, представляющей собой аффрикату [z], но произносимую с голосом. В русском же языке сочетание дж произносится так же, как то же сочетание в исконно русских словах, а именно как [? ж]:
[? ж]ем, [? ж]емпер, [? ж]игит, [? ж]ентельмен
В единичных случаях встречается сочетание [дз], соответствующее звуку [z]. Этот звук представляет собой озвонченное [ц]. Как и дж, сочетание дз в русском языке произносится так же, как соответствующее сочетание в исконно русских словах, а именно как [zз]:
муэ[zз]инь
Звук [h]
В отдельных словах иноязычного происхождения на месте буквы г произносится придыхательный звук [h]
[h]абитус или бюстгальтер
в котором возможно произношение [h] наряду с [г]. С этим звуком могут произноситься некоторые из иностранных собственных именах
Гейне: [haiнэ]
Звук [о] в безударных слогах
Лишь в немногих заимствованных словах в 1-м предударном слоге сохраняется [о], и то несколько ослабленное:
б[о]а, д[о]сье, б[о]рдо
Сохраняется [о] и в некоторых сложных словах
в слове компартия
Во 2-м предударном слоге при отсутствии редукции гласных возможно произношение [о] в словах
к[о]нс[о]ме, м[о]дерат[о], б[о]леро
Невелико количество слов, в которых на месте буквы о произносится гласный [о] в заударных слогах после согласных и гласных:
вет[о], авид[о], кред[о], ради[о], кака[о], ха[о]с
Безударный гласный нередко сохраняется в иноязычных собственных именах:
Б[о]длер, З[о]ля, В[о]льтер, Д[о]лорес, Р[о]ден
Произношение безударного [о] имеет стилистическое значение. При объявлении об исполнении произведения композитора уместнее произнести Ш[о]пен, а в повседневной речи можно и Ш[а]пен.
Согласные перед е
В иноязычных нерусифицировавшихся словах согласные перед е не смягчаются, как в исконно русских. Это относится прежде всего к зубным согласным (кроме л) — т, д, с, з, н, р.
Твердый [т] произносится в таких словах
атеизм, ателье, стенд, эстетика
Сохраняется твердый [т] и в иноязычной приставке интер-:
ин[тэ]рвью
а также в ряде географических названий и других собственных именах:
Амс[тэ]рдам, Дан[тэ]
Звук [д] не смягчается в словах кодекс, модель, модерн и др., а также в таких географических названиях и фамилиях, как
Дели, Родезия Декарт, Мендельсон
Звуки [з] и [с] произносятся твердо лишь в немногих словах:
[сэ]нтенция, мор[зэ]
Также твердые [з] и [с] встречаются в именах и фамилиях, таких, как
Жозеф, Сенека
Звук [н] так же остается твердым в именах и фамилиях
Ре[нэ], [нэ]льсон)
Большинство слов произносится с твердым [н], но появляются случаи, когда [н] перед е смягчается:
неолит, неологизм
Но в большинстве слов иноязычного происхождения согласные перед е смягчаются в соответствии с нормами русского литературного произношения, поэтому совершенно недопустимо такое произношение, как
про[фэ]ссор, аг[рэ]ссор, [бэрэ]т и т. д.
|