Невербальные компоненты.

 


Критерии оценки.

 

Критерии оценки - Язык жестов

Согласитесь, для того, чтобы что-то оценить, проанализировать, разобрать что-либо, необходимы критерии. Ведь критерии — это, по сути, инструмент, с помощью которого мы можем прийти к какому-либо результату исследования. А объект нашего исследования — это образ, который составляют сигналы тела — Поза, Мимика, Жестикуляция, Дистанционирование и Интонация.

Критерий первый — честность (искренность)

По умолчанию данный критерий является, так сказать, основным «мерилом», однако категорично следовать нашим рекомендациям и выбирать данный критерий как главный не стоит (хотя бы потому, что каждый из нас хотя бы раз, но «кривил душой», в угоду вежливости, или неуверенности, или же в затруднительной ситуации). Оценивать ли собеседника, сообщаемую им информацию, опираясь на критерий честности, решать только вам. Если же вы решили, что именно честность должна лежать в основе вашей оценки, сначала решите, что для вас честность (и что является честностью для вашего оппонента), насколько она «честна», до какой степени она допустима.

Критерий второй — согласованность/несогласованность.

Практически все сигналы, которые мы получаем, определены ситуацией, обстоятельствами, то есть является откликом на что-то. Производя оценку по данному критерию, основное внимание следует обращать на то, адекватен ли этот сигнал ситуации или нет. О несогласованность мы говорим, если наблюдаем: 1) несоответствие между тем, что человек говорит, и тем, как он ведет себя; 2) несоответствие между сигналом, который мы получаем от собеседника, и нашими ожиданиями (яркий пример такого несоответствия — разочарование от подарка, который преподносится собеседнику, тогда как мы ожидали, что он будет обрадован); 3) несоответствие между выработанным стереотипом поведения и единичным случаем поведения (пример, когда человек, которого мы хорошо знаем и поведение которого хорошо изучили, ведет себя в привычной обстановке по-другому, т. е. «сам на себя не похож).

Критерий третий — стихийность/самодисциплина.

Данный критерий очень неоднозначен, поскольку очень многое зависит от обстановки. Разберем на примере: на ваших глазах происходит следующая ситуация — кто-то намеренно обидел на глазах у молодого человека его девушку. При этом самодисциплина молодого человека (когда он не вступится за девушку) может быть расценена (в контексте этой ситуации) как трусость (большинство наблюдателей воспримут это негативно), а стихийность (когда он даст отпор обидчику), напротив, будет воспринята позитивно. Однако можно привести другие примеры, когда стихийность будет восприниматься негативно, поскольку зачастую стихийные действия (например, бестактность) воспринимаются негативно. Таким образом, оценивая поведение человека по этому критерию, обращайте внимание на контекст.

Критерий четвертый — позитив/негатив.

На бессознательном уровне мы, воспринимая сигналы, сразу же классифицируем их на «хорошие» (положительные) и «плохие» (отрицательные). Но каждому ясно, что в результате получается слишком субъективная картина, поскольку то, что для одного представляется «хорошим» еще не означает, что оно останется таковым для других.

Разберем все это на примере: допустим, вы в процессе разговора заметили, как ваш собеседник зевает. Естественно, вы сразу же трактуете зевоту, как нечто негативное, поскольку считаете, что зевать невежливо, зевота говорит об отсутствии интереса к вашим словам собеседника и т. п. Но… вы не учитываете, что для представителей других субкультур (допустим, вы общаетесь с бедуином) это в порядке вещей. Это к тому, что не стоит слепо классифицировать все сигналы на «хорошие» и «плохие» основываясь на своих понятиях о «плохом» и «хорошем». Потому рекомендуем, используя критерий «позитив/негатив», прибегать к помощи критерия истинности (ведь у нашего собеседника могут быть совершенно иные представления о нормах поведения).

Критерий пятый — достаточность.

Есть ситуации, когда мы не можем применить ни один из вышеперечисленных критериев для оценки поведения человека — например, телевизионное выступление политика. Эти ситуации связаны с тем, что мы слышим то, что заранее отрепетировано и по сценарию не сопровождается дополнительными сигналами. Но и в этих ситуациях возможен вариант, при котором вы сможете получить отдельный, очень характерный сигнал. Однако чтобы не вводить себя в заблуждение, придерживайтесь в этих случаях следующего правила: «Один сигнал не является доказательством, поскольку по частному случаю нельзя сформировать объективную картину».

Это же правило распространяется и на те ситуации, когда в основном контексте можно наблюдать «малый сигнал» (например, приподнятую бровь). Конечно, можно рассматривать этот одиночный сигнал как повод, для того, чтобы более детально все проанализировать, но ни в коем случае нельзя строить интерпретацию, опираясь на него, как на основу.

Вам следует помнить, что сама по себе поза, жест не имеют точного значения. Слова, которые мы говорим, и сигналы, которые посылает наше тело, очень зависят друг от друга. И чтобы «понять» жесты, нужно воспринимать сигналы уровня содержания и уровня отношений одновременно.

 

 









© 2008 Zhesty.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!