Созвездия и их названия.

Цефей.

Созвездие видимо в широтах от +90° до -2°. Лучшее время для наблюдения на территории России — июль-сентябрь. Цефей (лат. Cepheus) — созвездие Северного полушария неба, имеющее форму неправильного пятиугольника. Южная часть созвездия находится на Млечном пути. Занимает на небе площадь 587,8 квадратного градуса и содержит 148 звезд, видимых невооруженным глазом.

В сторону Цефея за счет прецессии перемещается северный полюс мира. Звезда Альраи (γ Cep) окажется вблизи полюса в 3100 г., Альфирк (β Cep) будет ближе к полюсу с 5100 по 6500 гг., а с 8300 г. роль полярной перейдет к звезде Альдерамин (α Cep).

Звезды:

Созвездие Цефея лишено ярких звезд. Самая яркая звезда — α Сep, Anna Buzki, Альдерамин (2,44m). Звезда δ Cep послужила прототипом для целого класса переменных звезд — цефеид. Она изменяет свой блеск от 3,7 до 4,5m с периодом 5,37 суток. Была открыта в 1784 г. английским астрономом-любителем Джоном Гудрайком. В созвездии есть три красных супергиганта, видимых невооруженным глазом:

μ Cep (Эракис) известна как «гранатовая звезда Гершеля» из-за своего темно-красного цвета. Это полуправильная переменная звезда, чей блеск меняется от 3,4m до 5,1m. По размерам μ Цефея — одна из величайших звезд, ее радиус равен 11,8 астрономическим единицам. VV Цефея — затменная двойная звезда с периодом 20,34 года; ее главный компонент — красный гигант, диаметр которого в 1200 раз превышает диаметр Солнца. HR 8164 (5,66m). Kruger 60 — двойная звезда 10m, состоящая из двух красных карликов. Она находится всего в 13 световых годах от Земли.

Примечательные объекты:

Звездное скопление NGC 188 — одно из самых старых (5 млрд. лет) среди рассеянных скоплений Галактики. NGC 6946 — спиральная галактика, в которой было открыто 7 сверхновых звёзд (больше, чем в любой другой галактике).

История:

Древнее созвездие. Греки приписывали его Евдоксу, но он, вероятно, только автор первого описания созвездия. Созвездие включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест». Мифический эфиопский царь Цефей (Кефей) был супругом Кассиопеи и отцом Андромеды.

Поиск на небе:

Цефей расположен между Кассиопеей и Малой Медведицей. α Цефея находится на прямой, соединяющей α и β Кассиопеи, на расстоянии вчетверо большем расстояния между этими звездами. Наилучшие условия для наблюдений в июле — сентябре, созвездие видно на всей территории России.