Химия.

 


Фридрих Байер (Bayer AG).

 

Химия - Фридрих Байер (Bayer AG)

Во многих европейских странах, на живописных торговых улицах и вдоль автомагистралей можно увидеть симпатичную зелено-синюю «полосатую» рекламу известной западногерманской фармацевтической фирмы «Bayer» и ее препаратов. Ну а что касается аптек и супермаркетов, то там фирма давно уже имеет свои прилавки и целые отделы, поскольку качество байеровских лекарств заслужило признание и врачей, и их пациентов во всем мире.

Фридрих Байер родился в 1825 году в местечке Бармен-Вихлингхаузен, ставшем сегодня одним из районов немецкого города Вупперталь, в семье рабочего шелковой фабрики. Детство и юность Фридриха пришлись на тот период, когда текстильная промышленность Германии и все связанные с ней индустриальные отрасли переживали необыкновенный подъем.

В 14 лет он начал работать учеником коммивояжера в фирме Wesenfeld und Co., занимавшейся продажей искусственных красителей, и довольно быстро добился успехов в освоении самых разных аспектов этого бизнеса, включая теоретические вопросы химической науки, технологии производства синтетических красок и наиболее действенные подходы к их реализации.

Когда Фридриху исполнилось 20, он увлекся рецептурами натуральных красящих веществ, производимых из экстракта красильного дерева, а через три года организовал свое первое собственное торговое предприятие, постепенно превратив его в дистрибьюторскую сеть международного масштаба. Высокое качество предлагаемой компанией Байера оригинальной продукции обеспечило ее динамичное продвижение на рынки многих государств.

Стремительный прогресс неорганической химии, сопровождавшийся созданием все новых и новых формул промышленно пригодных и эффективных композитных материалов и препаратов, побудил Фридриха к переориентации его коммерческой программы. Теперь в работе активно используется анилин, фуксин, ализарин и другие передовые на тот момент продукты химического синтеза, отличающиеся от своих природных аналогов значительно большей чистотой цвета и яркостью красок.

К середине 1850-х годов налаживается тесное сотрудничество Байера с известным химиком-практиком и инженером-технологом Йоханом Фридрихом Вескоттом, вместе с которым он проводит огромное количество экспериментов по разработке, испытаниям и опытному производству максимально совершенных красителей, в основе которых лежали особенно интересные и перспективные научные достижения. Результатом этой работы явилось формирование целого класса разнообразных красящих веществ нового поколения, которые представляли собой прекрасную номенклатурную базу для преобразования исключительно торгового бизнеса Байера в производственно-сбытовой.

1 августа 1863 г. Фридрих Байер и Йохан Фридрих Вескотт, ставшие уже постоянными деловыми партнерами, зарегистрировали в Вуппертале новообразованную компанию Friedr. Bayer et Comp., областью деятельности которой были обозначены выпуск и распространение синтетических красок. Их главными потребителями выступают предприятия текстильной промышленности, что и предопределило повышенный спрос на них не только в Германии, но и в других странах, где эта отрасль была наиболее развита — в Англии, Франции и, конечно же, России.

К1876 году фабрика красок «Байер и компания» была открыта даже в Москве. Оба партнера удачно угадали время для своего «красивого» бизнеса: за несколько лет до того была открыта технология производства дешевых синтетических красителей из производных каменноугольных смол, что привело к перевороту в текстильной промышленности. Если в год своего дебюта на германском рынке компания насчитывала в своем составе только три серийных завода, то в начале 1880-х годов их количество перевалило за три сотни.

Фридрих Байер умер в 1880 г. в возрасте всего лишь 55 лет, но поскольку Вескотт ушел из жизни четырьмя годами раньше, компания Bayer стала по существу фамильным предприятием — и по названию, и по форме собственности. В последние годы своего руководства фирмой Фридрих принялся активно привлекать к ее управлению своих сыновей и пасынков, сделав их официальными партнерами компании и вполне естественно рассчитывая на то, что они станут достойными продолжателями начатого им дела. И он не ошибся: Байеры второго поколения действительно показали себя весьма рачительными и рациональными хозяевами, добившимися заметного производственного, коммерческого и финансового роста фирмы.

Об их предприимчивости, дальновидности и решительности свидетельствует хотя бы тот факт, что одним из первых самостоятельных шагов, предпринятых ими после смерти отца и отчима, явился отказ от полновластного владения компанией и преобразование ее в открытое акционерное предприятие. Решение было нелегким, но оно было принято, и после выхода компании на фондовую биржу в желающих стать акционерами фирмы Bayer дефицита не ощущалось.

Успешная работа с красками помогла компании накопить достаточно средств для развития и диверсификации бизнеса. К 1883 году, когда партнерство было преобразовано в фирму Farbenfabriken vorm. Friedr. Bayer & Co, предприятие уже активно действовало на европейском и американском рынках фототоваров и лекарственных препаратов. Именно последний стал вскоре главным для компании. Фирма быстро освоила передовые технологии, использовала открытия великих «медицинских революционеров-гуманистов» — Коха, Пастера, Мечникова, Вассермана.

19 февраля 1888 г. стало историческим днем для фирмы «Bayer»: ее правление создало отдел фармацевтики. Следующий шаг к славе «аптеки мира» был сделан вскоре после этого: на фирме изготовлено первое искусственное жаропонижающее средство ФЕНАЦЕТИН. Потом специалисты концерна разрабатывают и изготавливают высокоэффективное снотворное СУЛЬФОНАЛ, который на протяжении десятилетий считался лучшим в мире средством для купирования острых психических состояний.

А в 1899 г. «Bayer» разработал знаменитый АСПИРИН, по праву названный «лекарством века». Этот известнейший анальгетик, уникальное жаропонижающее и противовоспалительное средство до сих пор остается средством первого выбора в медицинском арсенале. В 1912 г. медицина получила от «Bayer» новое высокоэффективное снотворное, противосудорожное и противоэпилептическое средство — ЛЮМИНАЛ.

Когда руководство Bayer почувствовало, что старых производственных мощностей уже недостаточно, компания в 1891 году приобрела фабрику красителей Карла Леверкуза к северу от Кельна, а кроме того — значительные земельные участки на берегах нижнего Рейна. А спустя два десятилетия, когда пост председателя совета директоров занял легендарный химик и менеджер Карл Дуйзберг, Bayer превратил выросший на месте фабрики городок Леверкузен в свою международную штаб-квартиру. В старой, оставшейся в пригороде Вупперталя Эльберфельде под руководством Дуйзберга был создан не менее легендарный исследовательский центр.

Именно откуда в мир посыпались выдающиеся технологические новинки, а на их создателей — патенты и премии, включая Нобелевские. В течение следующих трех с лишним десятилетий основное внимание Bayer & Co. было направлено на дальнейшую интернационализацию бизнеса. Следствием этой политики явился тот факт, что к 1913 г. свыше 80% совокупных доходов фирма получала от экспорта своей продукции, значительную часть которой выпускали ее зарубежные предприятия, находящиеся в различных городах континентальной Европы, Великобритании и Соединенных Штатов.

Несмотря на то что потребность в красителях и лекарственных препаратах свойственна не только мирному, но и военному времени, период Первой мировой войны стал в истории Bayer & Co. черной страницей. Компания потеряла большую часть своих зарубежных покупателей, и даже попытки интеграции в общую военизированную экономику Германии, выразившиеся в перепрофилировании целого ряда предприятий на выпуск взрывчатки и отравляющих газов, не смогли предотвратить катастрофического падения производства и снижения доходов.

А по окончании боевых действий Bayer вообще оказывается на грани разорения: с правами собственности представителя проигравшей войну Германии на территории Англии, Франции и США никто не желает считаться, и активы компании в этих странах либо национализируются, либо передаются во владение местного частного бизнеса, революционное правительство большевиков экспроприирует все российские заводы Bayer, а ее внутренние финансовые резервы мгновенно обращает в ничто.

В 1919-1922 гг. ежегодный объем продаж компании едва-едва превосходит половину аналогичного показателя 1913 г., и совет директоров впервые с 1885 г. вынужден объявить оставшимся акционерам о невозможности выплаты дивидендов. На них, правда, никто всерьез тогда и не рассчитывал — тем более, что главной опорой и гарантом выживания фирмы в кризисных условиях выступили не внешние инвесторы, а сами сотрудники Bayer: результатом их конструктивного диалога с руководством становится согласованная политика жесткой корпоративной экономии, благодаря которой компании удается выстоять и сохранить свой основной научно-производственный потенциал до момента общегосударственной стабилизации, наступившего в 1924 г.

В 1925 году, компания вместе с другими фирмами объединилась в химический концерн I. G. Farbenindustrie AG. Леверкузен стал главным производственным центром нового гиганта в Рейнской области, и хотя до начала 1950-х годов торговая марка Bayer исчезла с рынка, на всей фармацевтической продукции, выпускаемой I. G. Farbenindustrie, сохранялся фирменный байеровский черный крест, образуемый буквами, входящими в название компании. В то время специалисты центра в Эльберфельде кроме традиционных красителей и лекарств занимались новыми перспективными направлениями: синтетической резиной и полимерами.

В 1930-е годы сотрудник компании, по странному стечению обстоятельств носивший ту же фамилию (Отто Байер), изобрел полиуретан, а другой, видный немецкий микробиолог Герхард Домагк, вместе с коллегами открыл терапевтический эффект сульфаниламидов. Это открытие произвело переворот в химиотерапии инфекционных заболеваний, а Домагку в 1939 году принесло Нобелевскую премию.

Но к этому времени в Европе уже вспыхнула новая война, и развязана она была вновь Германией, в экономике которой, в том числе военной, существенную роль играл и концерн I. G. Farbenindustrie. Во всяком случае, на Нюрнбергском процессе руководству концерна были также предъявлены обвинения в военных преступлениях. Детищу Фридриха Байера об этом впоследствии напоминали не раз, и от порочившей его связи с нацизмом Bayer отмазывался не одно десятилетие. Отбиваться действительно было от чего: на предприятиях концерна во время войны более трети рабочих составляли военнопленные и согнанное население из оккупированных стран. В официальной корпоративной истории Bayer специально подчеркивается, что на предприятиях в Леверкузене и Эльберфельде узники концлагерей заняты не были, но умалчивается о другом: в самих лагерях «врачи-убийцы» из I. G. Farbenindustrie испытывали новые отравляющие газы и лекарства на живом «подопытном материале».

В апреле 1945 года Леверкузен заняли британские войска, и собственность концерна конфисковали союзники. Но британское оккупационное командование благоразумно сохранило персонал и менеджмент «старого» Bayer и всячески помогало ему вставать на ноги: производство лекарств и бытовой химии в разоренной войной Германии представлялось крайней необходимостью, а кроме того, снимало проблему создания рабочих мест. В 1951 году компания возродилась под новым названием — Farbenfabriken Bayer AG. Нынешняя форма названия Bayer AG появилась только в 1972 году и должна была символизировать превращение компании из немецкой в международную.

К середине 1970-х Bayer удалось довести свой ассортимент до 6000 наименований. В 1974 году концерн Bayer приобрел американскую компанию Cutter Laboratories, а четыре года спустя — производителя Alka-Seltzer компанию Miles Laboratories. В 1978 году Bayer вернулась в Россию, открыв свое представительство. Постепенно Bayer удалось вернуть себе и многие патенты, конфискованные по итогам первой мировой войны. В 1988 году Bayer после 70-летнего перерыва вновь стала владельцем названия «Аспирин», а также вернула себе права на использование названия и эмблемы Bayer в Соединенных Штатах. Чтобы добиться этого, компании пришлось купить предыдущего владельца — нью-йоркскую корпорацию Sterling Drug.

Со временем Bayer вновь стала одним из крупнейших химических и фармацевтических концернов мира. Концерн превратил небольшой городок на Рейне Леверкузен в мощный индустриальный центр, создал в нем исследовательские и учебные институты, собственные футбольные и хоккейные команды. Крест Bayer над Леверкузеном стал символом успеха, гордости и прогресса. Плавное и поступательное наращивание потенциала компании не смог прервать даже недавний громкий скандал вокруг препарата «байкол-липобай».

Препарат «байкол-липобай», предназначенный для борьбы с повышенным содержанием холестерина и содержащий активное вещество «церивастатин», появился на рынке в 1997 году и до весны 2001 года никаких нареканий не вызывал. Более того, «байкол-липобай» входил в число шести наиболее успешных препаратов леверкузенских фармацевтов и в 2001 году должен был принести концерну 1 млрд евро. В фармацевтической промышленности всей Германии он занимал третье место по обороту и первое — по росту прибыли. От «байкола» значительно отставал даже легендарный аспирин. У препарата, правда, было две особенности.

Во-первых, требовалось жестко контролировать дозировку, во-вторых, он был несовместим с другим распространенным лекарством — «гемфиброзилом». О потенциально смертельном эффекте взаимодействия этих препаратов было хорошо известно, и об этом свидетельствовала соответствующая надпись на упаковке. Компания даже рассылала персональные предупреждения об опасности высоких доз врачам. Однако эти меры не сработали.

После смерти 50 человек в мире компания вынуждена была отозвать препарат. По имеющимся данным, совокупный ущерб Bayer составил не менее 800 млн евро, чистая прибыль сократилась в 2001 году на 47% до 965 млн евро. Стоимость акций за год снизилась более чем на 36%, Bayer даже был вынужден временно снять свои акции с торгов на Нью-Йоркской бирже.

Тем не менее в начале октября 2001 года Bayer AG завершила приобретение агроподразделения компании Aventis, которое обошлось ей в 7,25 млрд евро, большая часть которых была получена в форме краткосрочных кредитов. Объединенная с агробизнесом самой Bayer новая структура под именем Bayer CropScience стала второй крупнейшей агрохимической и семеноводческой компанией в мире после Syngenta. Объединение позволило Bayer сосредоточить под единым руководством коммерческое внедрение генетически измененных растений по всей Европе. В руках компании оказалось более половины всех генетически измененных культур, ждущих разрешения на коммерческое использование в ЕС.

Сегодня «Bayer» — это крупный концерн, ассортимент предлагаемых к продаже продуктов которого охватывает более 10 тысяч наименований — от медикаментов и диагностических средств до пластических масс, пестицидов, фотопленок и систем электронной обработки снимков.

 

 









© 2008 Brendy.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!