История моды.

 


Одежда древних цивилизаций.

Реклама:

 

Одежда древних цивилизаций - История моды

Египет по праву считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Египетские ткани были широко известны и экспортировались в Сирию и Месопотамию. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.

Все это стало возможным благодаря усовершенствованию ручного ткацкого станка, которое значительно ускорило темп работы ткача и позволило намного повысить качество ткани по сравнению с первобытными временами. Были созданы основные элементы ручного ткачества — рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок.

Около 2000 лет до н. э., т. е. в период Среднего царства, египетское ткачество отделилось от земледельческих работ и стало ремеслом, выполняемым в специальных мастерских профессионалами-ткачами. Наиболее крупные мастерские были при храмах. В Новом царстве на базе этих мастерских появились мануфактуры, где рабы трудились каждый на своем участке, т. е. возникла специализация по наиболее важным видам работ. Интересен и тот факт, что 4000 лет назад в Древнем Египте была введена монополия на внешнюю торговлю тканями. Только фараон и жрецы — хозяева наиболее крупных мануфактур — могли продавать ткани за границу. Хозяева частных мастерских и купцы имели право торговать льняными тканями только внутри государства.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Калазирис:

В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины.
Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Мужской костюм состоял из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой. Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь красивую тончайшую ткань, с круглым накладным воротником — оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. Человек в такой одежде кажется спеленатым. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы.

Древний Шумер:

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес (kaunakes), который непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние каунакес имитировали мех, напоминая его длинными тканными волосами. Любовь к меху сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали примитивную одежду шумеров. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который впоследствии стали заменять напоминающей его бахромой.

У каунакеса был целый ряд «последователей». Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в церковном обряде, вплоть до средневековья, а бахрома до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском туалете — покрывале. Одежда ассирийцев во многом более примитивна, нежели одежда египтян. У неё другой покрой, она не так прилегает, как египетское платье, её отделка больше связана с наследием прошлого. На настенной живописи и рельефах чаще всего ясно виден только верхний плащ — слабо прилегающий, с короткими рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у женщин он бывал и длиннее), часто его подпоясывали плетеным пояском. Длина плаща и его украшения зависели от общественного положения лица.

Высшие слои носили плащи длинные, по самую щиколотку, плащи богов и правителей были украшены широким поясом и бахромой. Низшие общественные слои и воины носили короткий и менее украшенный плащ. Разделение одежды по длине носит чисто функциональный характер и уже в древности отделяет трудящиеся классы, которым нужна «целевая» одежда, от высших общественных слоев, которые на одежду смотрят, в первую очередь, с точки зрения эстетики и престижа. Как видно из египетской настенной живописи, ассирийцы с древнейших времен имели частые связи с Египтом.

На них изображены более коренастые фигуры ассирийцев в одежде, которую даже нельзя сравнить с изящным и элегантным египетским платьем. Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы, а именно — прическе, усам, бороде и бакенбардам. Смысл художественного орнамента выражался именно в их стилизации. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы. Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. (Низшие слои носили неухоженные более короткие бороды.)

Известно, что уже в XIII веке до н. э. специальным распоряжением женщинам предписывалось ходить с открытым лицом. Для торжественных случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с «инфулеми», которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда была богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.
Древний Рим

Римский челнок:

Ткани в Древнем Риме, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. Римский ткацкий станок был гораздо примитивнее древнеегипетского, однако Рим внес свой вклад в технику ткачества, создав рациональную конструкцию челнока. Нить утка наматывалась на цевку, которую для предохранения утка от преждевременного разматывания и запутывания в основе стали вкладывать в особую коробку, заостренную на концах (для удобства прокладки в нитях основы). Цевка была очень легкой и делалась из камыша. Один конец намотанного на цевку утка пропускали через боковое отверстие коробки. При прокидывании утка цевка вращалась в коробке, отматывая часть нити определенной длины. Подобная конструкция без особых изменений сохранилась до наших дней.

В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности.

Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников, в них не ощущали нужды и потому, быть может, тогда не изобрели. Длинную до колен тунику подпоясывали. Это нехитрое, на наш сегодняшний взгляд, изделие наделялось древними римлянами иерархическими символами. Каждый должен был знать свое место, и туника тоже не могла оставлять никаких сомнений на этот счет. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой (clavi). Называлась такая туника tunica laticlavia. Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике — angusticlavia. Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.

У римлян бытовало выражение populas tunicatus, то есть «носящий тунику» (без тоги), иначе «простонародье», «рубашечники» (tunicati). Простонародная туника была короткой и темной (tunica pulla). В римском сенате одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчило бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво — такая одежда лишь укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов, а между тем угроза восстания становилась все более реальной.

Римская тога:

Древние римляне называли себя gens togata — «людьми в тоге». Тога — одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие». Представляла собой кусок материала, как правило, из белой шерсти, который носили как плащ. Ни рабы, ни чужеземцы, ни ссыльные не имели права носить тогу. Но тога была не только выражением римской принадлежности. Она означала и мирную жизнь (римляне говорили: cedant arma togae — «оружие уступит место тоге»); общественно-политическую деятельность, политическое красноречие (toga enitescere — «добившийся тоги, проявивший красноречие»); гражданскую власть, сенат (dercreto togae — «закон тоги»).

Юноша в шестнадцать лет надевал мужскую тогу (toga virieis). Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой (toga praetexta), претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу (toga candida, откуда произошло слово «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Консульскую тогу (toga palmeta) украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу (toga picta). Императорской тоге надлежало быть пурпурной (toga purpurea).

По случаю траура надевали серую тогу (toga pullа). В серую тогу облачался обвиняемый. Несправедливо обвиненный демонстрировал свою запачканную тогу, чтобы вызвать общественное сочувствие. Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Под тогу надевали тунику и подобие фартука, в какой-то мере заменявшего штаны, отвергавшиеся как варварская одежда.

Поначалу тога была небольшой. Но с ростом социальных претензий древних римлян росли и размеры тоги: в конце концов, длина ее достигла пяти с половиной, а ширина трех с половиной метров. Тога обязывала к неторопливым движениям и величественной осанке, иначе это сложное сооружение могло просто развалиться. В императорском Риме высокое положение приводило к содержанию штата слуг, которым поручалась забота об одежде знатного лица. Среди обслуги императора значились: ведающий триумфальной белой одеждой императора, ведающий его охотничьей одеждой, театральный портной. Как правило, все эти люди были вольноотпущенниками.

Знатные римские матроны на тунику надевали столу (stola), как правило, имевшую рукава. Столой называли и самих римских матрон. Куртизанкам запрещалось надевать столу, ибо это была одежда «честных» женщин; куртизанки носили мужскую тогу. Поверх столы носили паллу (palla) — широкий и длинный плащ, в какой-то мере прототип современного дамского пальто. Ко II веку тога утратила свой общественный престиж, ее регламенту уже никто не подчинялся. Недаром классик сатиры Древнего Рима Ювенал сетовал: nemo togam sumit, nisi mortus — «лишь покойника кутают в тогу».

Древняя Греция:

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные ткани из шерсти, а с IV века до н. э. льняные ткани. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского, они называли его «шерстью дерева». До VII-VI веков до н. э. ткачество носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел, и его изобретение приписывали богине Афине Палладе. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.

Ткали же ткани ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. В Древней Греции появились многоремизные ткацкие станки для выработки узорчатых тканей. В Древней Греции были распространены ткани с рисунком, которые в классический период (V-IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета — серый и коричневый. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер.

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. Хитон носили уже в XIV-XIII веках до н. э. в древних Микенах. Свое название хитон получил от семитского слова «кетон», что означает «хлопок» (на современном английском — cotton). Логично допустить, что в Микены хитон завезли с Ближнего Востока. Хитон имел вид рубахи. Но древним грекам он служил такой же верхней одеждой, как наш костюм, например, только надевали его прямо на голое тело. Поначалу он состоял из метрового куска ткани, пока не сочли более удобным сшивать два куска больших размеров.

На плечах хитон застегивался фибулами (застежками), нередко одно плечо (правое) оставляли открытым. Иногда с рукавами, но чаще без них, хитон по бокам мог быть не сшит или сшивался до талии или бедер. Женские хитоны были до лодыжек, мужские — до колен. Правда, занимаясь домашними делами, женщины подпоясывали свой хитон покороче. Хитон не был лишь средством для прикрытия наготы — в вопросах одежды древние греки были достаточно щепетильны.

Возраст, общественное положение, пол определяли формы, линии, размеры и качество хитона. Юноши и танцовщицы были в коротких дорических хитонах из шерсти: видимо, такие хитоны считались наиболее «легкомысленными». Земледельцы и рабы носили экзомис, подобный дорическому хитону. Для «почтенной» публики подходящими считались ионические хитоны из льна со множеством складок для красоты. Складки выходного хитона составляли предмет особой заботы гречанок: их тщательно укладывали и растягивали, подвешивая свинцовые шарики.

Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 × 4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Носили его поверх хитона и застегивали на левом плече фибулой, правое оставалось неприкрытым. Надобность в этой одежде возникала в ненастную и холодную погоду. Воротника, рукавов, бортов, подкладки и пуговиц у гиматия не было. В прямом и переносном смысле все держалось на умении носить гиматий, чему древние греки придавали большое значение. Красивыми складками он ниспадал с плеч, для чего по углам плаща были зашиты небольшие грузы.

Роскошные одежды были, как правило, не в чести у древних греков. Поэтому положение человека или род его занятий отличал, в основном, способ носить одежду. Поскольку физическая работа была уделом рабов и бедняков, мудрецы и ученые мужи античных времен закутывались в гиматий так, чтобы не видно было рук. Такой гиматий назывался ораторским. Женщины пеленали себя в гиматий целиком, а свободным концом его прикрывали голову. Руки они тоже скрывали под плащом, что вполне соответствовало их затворническому образу жизни. Другое дело молодежь, солдаты, путешественники. Ведя подвижную жизнь, почти не зная условностей и не стесняясь наготы, они носили короткий плащ хламис. Недаром же любимца и посыльного богов (читай: народного любимца) резвого Гермеса греки изображали в развевающемся за плечами хламисе.

 









© 2009 Moda.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!