История космонавтики.

 


Космические трагедии.

 

Космический корабль «Аполлон-1»

27 января 1967 г. в ходе наземных испытаний загорелся корабль «Аполлон-1». В огне погибли астронавты Верджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чэффи. Программа полета корабля «Аполлон-1» длительностью 14 суток предусматривала испытание командного модуля на орбите Земли и сближение с пилотируемым космическим кораблем «Джемини-12», отработку операций по маневрированию и сближению космических аппаратов. Полет пилотируемого корабля «Аполлон-2» с программой медицинских экспериментов и длительностью также 14 суток был запланирован на середину 1967 года. 21 марта 1966 года были официально объявлены экипажи для полета корабля «Аполлон-1» (командный модуль N 012).

Основной экипаж Гриссом, Уайт, Чаффи; дублирующий МакДивитт, Скотт, Швейкарт. Приближался старт корабля «Аполлон-1», намеченный на март 1967 года. Ракетный носитель с кораблем находился на стартовой площадке № 34 космодрома имени Кеннеди, на мысе Канаверал, штат Флорида. Проводились заключительные наземные тренировки экипажей и персонала космодрома. В декабре 1966 года известная предсказательница Джейн ошеломила мир новым пророчеством, предупредив Джин Стаут, жену начальника Отдела по управлению пилотируемыми космическими полетами, что астронавтам, которые готовятся к полету на Луну, грозит гибель. Вот что она сказала о своем видении «На полу ракеты лежит что-то странное — тонкое, вроде фольги.

Если на нее упадет инструмент или кто-то наступит каблуком, быть беде. Под полом я вижу клубок спутанных проводов. Астронавтам грозит гибель. Я чувствую, как их души покидают горящую капсулу в клубах дыма...«Увы, предсказание на этот раз оказалось точным. 27 января 1967 года американский экипаж, который готовился совершить первый пилотируемый полет по программе «Аполлон», проводил тренировку в Центре космических полетов имени Дж. Кеннеди. В тот день на пусковом столе стояла ракета «Сатурн-1Б» с основным блоком «Аполлона». Три астронавта — Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи — находились в головной части ракеты-носителя «Сатурн», в пилотируемом отсеке.

Отсек этот — довольно просторное помещение, в котором свободно размещаются три человека один может работать, второй заниматься личными делами, третий — спать. Ничто не предвещало беду, ситуация, что называется, «штатная». Ракета «Сатурн» стояла на стартовой позиции № 34; не была заправлена топливом, поскольку испытания — тренировочные. Пиротехнические устройства ракеты были либо еще не установлены, либо не включены. Таким образом, не было причин для какого-либо беспокойства. Огонь в обитаемом отсеке вспыхнул внезапно и стал полной неожиданностью для самих астронавтов и устроителей испытания.

Пожар, начавшийся в 18.31, бушевал всего 15 секунд, воспламенив внутреннюю обшивку корабля, после чего его погасили. Последнее, что слышали радиооператоры в Центре управления, — предсмертный крик самого молодого из членов экипажа, 31-летнего Роджера Чаффи «Мы горим! Вытащите нас отсюда!» А через четырнадцать секунд из лопнувшей от пожара кабины «Аполлона» повалил дым. В густом дыму горящего пластика астронавты задохнулись прежде, чем успели открыть люк. Но этих мгновений хватило, чтобы все три космонавта заживо сгорели.

Короткий, но жестокий пожар, — для спасения их не хватило всего нескольких секунд! В довершение всего, их и вытащили из обгоревшего космического корабля не сразу на открытие входного люка потребовалось еще 90 секунд. Вот такой жесткий счет на время в этой трагедии. Срочно создали комиссию, которая шаг за шагом восстановила подробности катастрофы. Причина пожара установлена лишь предположительно. Наиболее вероятная — короткое замыкание в электропроводке космического корабля. В кабине корабля находились временные электрические провода, и никто не заметил, что у них, видимо, входным люком, повреждена изоляция кто-то из служащих забыл в кабине гаечный ключ.

При изготовлении корабля широко использовались легковоспламеняющиеся материалы — непростительная ошибка конструкторов. Ко всем этим случайностям добавилась последняя, роковая кто-то из астронавтов положил ключ на оголенные провода — короткое замыкание, и от электрической искры в чисто кислородной атмосфере моментально вспыхнуло все, что могло гореть.
Предпосылка для трагедии была чисто технического, концептуального плана. В отличие от советских космических кораблей, в которых использовали обычную атмосферу для дыхания, как на Земле, в американских космических кораблях атмосфера была чисто кислородной. Это имело некоторые преимущества (например, возможность снизить давление и т. д.), но обернулось непоправимой катастрофой.

Короткое замыкание проводов под креслом Чаффи в атмосфере из чистого кислорода мгновенно переросло в бушующее пламя. Погибли астронавты: подполковник ВВС Эдвард Уайт (род. 14 ноября 1930 года, первый астронавт США, вышел в открытый космос во время полета на корабле «Джемини-4» в 1965 году); полковник ВВС Вирджил Иван Гриссом (род. 3 апреля 1926 года, совершил полеты на кораблях «Меркурий» и «Джемини», в июле 1961 года стал вторым американцем, побывавшим в космосе, а в марте 1965 года — первым человеком, совершившим второй полет на околоземную орбиту); капитан-лейтенант ВМС Роджер Брюс Чаффи (род. 15 февраля 1935 года, готовился к своему первому полету). Это были первые жертвы американской космической программы.

Космический корабль «Союз-1»

Брежневу захотелось блеснуть очередным достижением в космосе к «Международному дню трудящихся» — 1 мая и он стал требовать срочной организации полета. Звонки и приказы следовали один за другим. Пользовавшегося авторитетом и известностью Королева, который мог противостоять подобным требованиям и не разрешал полет, пока не убеждался в правильной работе всех систем, уже не было, а Василий Мишин, ставший руководителем ОКБ после его смерти, не чувствовал себя достаточно прочно и уступил требованиям Брежнева. ева.

Мишин постоянно жаловался на давление, которое он испытывал со стороны Хрущева, Брежнева и ЦК, требовавших от него эффективных достижений к очередному коммунистическому празднику или мероприятию. Это приводило к невероятной спешке и авариям. Ракету и новый космический корабль «Союз-1» стали спешно готовить к старту. Первая же проверка выявила более сотни неполадок. Лететь должен был другой космонавт. Однако, после сообщения о таком числе неисправностей, у него поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Мишин уговорил лететь Комарова, как технически наиболее способного и подготовленного космонавта, имевшего уже опыт космических полетов (12 октября 1964 г. он совершил суточный полет вместе с К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым).

Ровно в 3 часа 35 минут 23 апреля 1967 г. стартует ракета, унося с собой корабль «Союз-1». Прошли считанные минуты, и «Союз-1» вышел на космическую орбиту. Начался испытательный полет.
Владимир Комаров обстоятельно докладывает на пункт управления о работе систем корабля, о своем самочувствии и итогах наблюдений, проводимых в космосе. Голос космонавта спокойный, рассудительный. Он сжато, точно, ясно и конкретно отвечает на вопросы Земли. С полной ответственностью В. М. Комаров понимает, что этот полет — сложнейший испытательный эксперимент. А любой новый эксперимент, первые шаги в неизведанное — это тяжелая, напряженная и опасная работа, которая требует от испытателя большой силы воли, выдержки, самообладания.

24 апреля, к концу суточного полета, В. М. Комарову были даны команды о прекращении дальнейшего полета. Над районом Африки на борт корабля по радиотелеметрическим каналам в программно-временное устройство поступили закодированные команды на спуск. В точно назначенное время включилась система ориентации корабля. После этого сработала тормозная двигательная установка. Скорость начала уменьшаться. «Союз-1» начал сходить с орбиты. Через некоторое время произошло разделение отсеков. Владимир Комаров доложил, что все идет нормально. Это были его последние слова. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы в строго определенное время и в назначенный коридор. Мы все с нетерпением ждали приземления космонавта.

Но произошло неожиданное. На высоте 7 километров не раскрылся купол основного парашюта, который должен был погасить скорость падения (она равна 220 метров в секунду — около 800 километров в час). Роковую роль сыграла технологическая небрежность. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, защищающем корабль от нагрева при входе в атмосферу, а затем забил в него стальную болванку. Не обладая нужной жаропрочностью, болванка при входе космического корабля в плотные слои атмосферы расплавилась, горячий, сжатый воздух проник в парашютный отсек и сдавил контейнер с главным парашютом.

Когда Комаров попробовал выпустить главный парашют, тот вышел не полностью и не раскрылся. Он выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но первый парашют захлестнул его стропы и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял свою обреченность, еще находясь на орбите, и американцы записали его душераздирающие разговоры с женой, Косыгиным и друзьями-космонавтами. Они также записали его жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны. Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров трагически погиб.

Космический корабль «Союз-11»

6 июня 1971 г. в Советском Союзе был осуществлен восемнадцатый старт пилотируемого космического корабля «Союз-11». Это произошло в 7 часов 55 минут на космодроме Байконур. Перед экипажем космического корабля «Союз-11» в составе командира Г. Т. Добровольского, бортинженера В. Н. Волкова и инженера-испытателя В. И. Пацаева Государственной комиссией была поставлена большая и ответственная задача — состыковаться с орбитальной научной станцией «Салют», перейти в ее помещения и в течение многих суток провести запланированные научно-технические исследования и эксперименты.

7 июня космонавтам предстояло провести самый ответственный этап полета — стыковку. Утром на пульте управления «Союз-11» экипажем была включена специальная программа, с помощью которой предстояло провести сближение со станцией «Салют». В 7 часов 27 минут 47 секунд, когда расстояние между кораблем и станцией составляло 6 километров, на 20 секунд включился двигатель, и аппараты автоматически сблизились между собой до 100 метров. Дальше все управление по сближению и причаливанию экипаж проводил вручную. В 8 часов 58 минут стыковка корабля «Союз-11» со станцией «Салют» была завершена. Экипаж тщательно проверил герметичность соединения корабля и станции.

После этого было выровнено давление в их отсеках. Убедившись, что все в норме, инженер-испытатель Виктор Пацаев первым перешел на борт «Салюта», следом за ним перешли и остальные члены экипажа. Это произошло 7 июня в 10 часов 45 минут. Впервые на борт научной орбитальной станции транспортным кораблем был доставлен экипаж. С этого времени в космосе стала функционировать первая пилотируемая орбитальная научная станция. Командир станции Георгий Добровольский доложил на Землю о начале работы экипажа на борту «Салюта».

В первый день пребывания на станции экипаж осмотрел все ее помещения и произвел расконсервацию, а потом проверку научного оборудования. Пилотируемая научная орбитальная станция — это целая научная лаборатория. Длина ее около 20 метров. Объем всех помещений более 100 кубических метров. Вес вместе с кораблем «Союз-11» — около 25 тонн. Конструктивно станция выполнена так, чтобы экипаж в течение длительного времени мог проводить научно-технические и медико-биологические исследования и эксперименты. Для коррекции орбиты на борту имеются ракетные двигательные установки.

В 11 часов 02 минуты 8 июня экипажем была осуществлена первая коррекция, в результате чего высота увеличилась в апогее на 22 километра, в перигее — на 29 километров. На следующий день космонавты произвели настройку научной бортовой аппаратуры и законсервировали некоторые системы на корабле «Союз-11». Был успешно проверен ВШК (визир широкоугольный космонавта), который предназначен для ориентации по Солнцу и планетам. Кроме того, экипаж провел измерения уровня радиации на борту станции. Каждый из космонавтов надел специальный костюм «Пингвин», который создает костно-мышечным органам человека определенную нагрузку в состоянии невесомости.
Итак виток за витком продолжала полет в космосе научная орбитальная станция «Салют».

Связь станции с Центром управления полетом была устойчивая. Космонавты чувствовали себя хорошо. 10 июня экипаж провел медико-биологические исследования состояния сердечно-сосудистой системы в условиях невесомости. С помощью специального многоканального усилительно-преобразующего устройства у космонавтов брались функциональные пробы для определения плотности костных тканей и состава крови. Бортовые системы станции и научная аппаратура работали нормально. По установленному графику космонавты регулярно проводили телевизионные репортажи с борта станции. Бортинженер Владислав Волков и инженер-испытатель Виктор Пацаев неоднократно выполняли навигационные измерения, по результатам которых с помощью бортовой цифровой вычислительной машины определялись параметры орбиты станции.

В 7 часов 55 минут 24 июня космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев по продолжительности и дальности космического полета достигли тех результатов, которые были установлены за 18 суток полета А. Г. Николаевым и В. И. Севастьяновым на корабле «Союз-9».
Ровно через двое суток, т. е. 26 июня, когда истекли 20 суток полета, экипаж пилотируемой орбитальной научной станции стал обладателем абсолютных мировых рекордных достижений по продолжительности и дальности космического полета. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев к этому времени перекрыли по указанным параметрам мировые достижения, ранее установленные их друзьями Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым в космическом полете 1 — 19 июня 1970 г. на корабле «Союз-9».

Космонавты на корабле «Союз-11» и станции «Салют» в общей сложности совершили вокруг нашей планеты около 340 витков, пробыли в космосе более 480 часов и перекрыли расстояние, равное 13 440 000 километров. До окончания программы полета оставалось менее четырех суток. 27 и 28 июня космонавты еще раз проверили все бортовые системы станции и корабля «Союз-11», выполнили ряд медико-биологических экспериментов. По докладу космонавтов все бортовые системы корабля и станции работали нормально.

29 июня 1971 г. — последний день полета. На борт орбитальной научной станции с Земли поступило указание о завершении полета и подготовке к посадке. Космонавты, убедившись в нормальной работе всех систем корабля и станции, приготовились к посадке. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев перенесли бортовые журналы и другие материалы научных исследований из станции «Салют» в корабль «Союз-11». Космонавты заняли свои рабочие места, привязались ремнями и после этого проверили работу всех бортовых систем корабля. В отсеках «Союз-11» давление, температура были в норме. Вся аппаратура работала нормально. Радиосвязь с Землей была устойчивой.

В 21 час 28 минут была успешно проведена расстыковка корабля «Союз-11» с орбитальной станцией «Салют», о чем экипаж доложил на Землю. Космический корабль «Союз-11» начал свой самостоятельный полет без станции «Салют». Все системы корабля «Союз-11» функционировали нормально. Около 4 часов продолжался полет «Союза-11» в космическом пространстве до включения автоматической системы ориентации. Примерно в 1 час 10 минут 30 июня 1971 г. была включена система ориентации корабля, а через 25 минут — тормозная двигательная установка, проработавшая расчетное время. Наступил момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков. С этого времени с экипажем космического корабля «Союз-11» связь прекратилась.

Спускаемый аппарат, в котором находились космонавты Добровольский, Волков и Пацаев, вошел в плотные слои атмосферы. В 2 часа 02 минуты была введена в действие парашютная система. На высоте 9000 метров раскрылся парашют. К месту посадки корабля подходила группа вертолетов службы поиска и встречи. В воздухе кружили самолеты. С вертолета Ми-6 хорошо было видно, как плавно, медленно покачиваясь под куполом большого парашюта, спускалась кабина корабля «Союз-11». У самой земли включились пороховые двигатели мягкой посадки. Кабина «Союза-11» на какое-то мгновение зависла и медленно опустилась на землю.

В 2 часа 15 минут московского времени произвел посадку спускаемый аппарат «Союз-11» с космонавтами Г. Т. Добровольским, В. Н. Волковым и В. И. Пацаевым. Группа технического обеспечения открывает люк. Из кабины корабля «Союз-11» выносят Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева. Космонавты без признаков жизни. Врачи сделали все, что от них зависело, но было уже поздно. По предварительному заключению врача Анатолия Александровича Лебедева на месте посадки установлено, что экипаж погиб от резкого понижения давления в кабине корабля. Как выяснилось позже, экипаж «Союза-11» погиб в результате нарушения герметичности корабля.

Космический корабль многоразового использования шаттл «Челленджер»

28 января 1986 г. мир потрясла катастрофа, произошедшая с шаттлом «Челленджер». На 73-й секунде полета из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей космический челнок с семью астронавтами на борту взорвался. В тот страшный день в небе над Флоридой погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Рональд Макнейр, Эллисон Онизука, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Кристи Маколифф — школьная учительница, которая стала первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла.

В тот момент, когда на высоте девяти миль в голубом небе над Флоридой вдруг возник огненный апельсиново-белый шар, навсегда испарилось благодушное отношение человечества к космическим полетам. На весь мир прозвучал возглас одной из зрительниц: «Боже! Что произошло?». Космическая программа Америки оказалась пущенной под откос на целых три года. История «Челленджера», взлетевшего в легенду, началась накануне ночью, когда температура во Флориде опустилась до необычно низкой отметки -27°С. На следующее утро так называемая «ледовая команда» NASA приступила к работе, проверяя космический челнок на возможность потенциально опасного обледенения. Лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера».

Позже выяснится, что один инженер из компании Rockwell (Калифорнии), наблюдавший за действиями «ледовой команды» с помощью специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно потребовал отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения. Собравшиеся на космодроме люди горячо приветствовали космонавтов, направляющихся к «Челленджеру» — ветерану челночных полетов. Но они ничего не знали о суровом предупреждении, преодолевшем расстояние в 3 тыс. миль. Не знали этого и космонавты. Заняв свои рабочие места, они начали тщательную проверку всех систем с помощью бортового компьютера. Казалось, для выполнения целей полета все было подготовлено хорошо.

Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший $100 млн, и провести несколько экспериментов на борту корабля. За 7 мин. 30 с до старта от челнока и его огромных двигателей, стоивших $1 млрд, были отведены направляющие стальные конструкции. Наружный топливный бак «Челленджера» был равен по высоте десятиэтажному дому и вмещал более 500 тыс. галлонов жидкого кислорода и водорода. Запас твердого топлива двух стартовых ракет весил более 1 млн фунтов. Во время старта командир «Челленджера» Дик Скоби и пилот Майкл Смит находились на полетной палубе. За ними сидели инженер-электрик Джудит Резник и физик Рональд Макнейр. Внизу, на средней палубе, находились инженер-космонавт Эллисон Онизука, инженер-электрик Грегори Джарвис и Криста Маколифф. За 6 с до старта был запущен главный двигатель.

Через 16 с после старта огромный корабль грациозно повернулся, взяв курс за пределы земной атмосферы! «Челленджер» идет с ускорением«, — сообщила контрольная комиссия ровно через 52 с после запуска. «Идем с ускорением», — передал по радио капитан Скоби. Еще через 3 с телевизионные камеры NASA большого радиуса действия зафиксировали потрясающую картину. Операторы увидели то, чего не могли рассмотреть зрители. Посередине корабля, между его днищем и наружным топливным баком появился неяркий, но отчетливо видимый оранжевый свет. Мгновение... и начался кошмар. «Челленджер» охватило пламя... Когда отвратительное Y-образное облако расползлось над космодромом, зрители почувствовали невыразимый страх.

Рональд Рейган, как и все американцы, был потрясен. Ведь это он принял решение, чтобы первым гражданским лицом в космосе был школьный учитель. Более 11 тыс. учителей соревновались за это почетное право. Маколифф оказалась самой удачливой. Несколько часов спустя Рейган попытался утешить опечаленную страну проникновенной речью. Американцы были шокированы. За последнюю четверть столетия ученые и космонавты США совершили 55 космических полетов, и их успешное возвращение на Землю воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Многим стало казаться, что в Америке почти каждый молодой человек, потренировавшись несколько месяцев, может лететь в космос.

На всей территории Соединенных Штатов Америки люди по-разному выразили свою скорбь по погибшим. В Лос-Анджелесе был зажжен олимпийский огонь, погашенный после завершения Олимпийских игр. В Нью-Йорке погасили свет в самых высоких небоскребах. На морском побережье Флориды 22 тыс. человек держали в руках горящие факелы...

Космический корабль многоразового использования шаттл «Колумбия»

16 января 2003 г стартовал космический корабль многоразового использования шаттл «Колумбия». Это был обычный полет, в ходе которого его экипаж должен был провести серию биологических, медицинских и физических экспериментов. Космический челнок «Колумбия» возвращался на землю после 16-дневного полета. Центр управления полетом потерял связь с шаттлом за 16 минут до его приземления. 1 февраля 2003 года в 14 часов по Единой шкале времени корабль стал разваливаться в воздухе, а через 24 секунды взорвалась герметичная кабина экипажа, и все семь человек погибли.

Гибель семерых космонавтов (Рик Хазбенд (Rick D. Husband), Вильям Мак Кул (William C. McCool), Илан Рамон (Ilan Ramon), Дэвид Браун (David M. Brown), Майкл Андерсон (Michael P. Anderson), Лорел Кларк (Laurel B. Clark), Калпана Чаула (Kalpana Chawla)) потрясла не только население США. Национальный траур был объявлен в Израиле, поскольку в состав космического экипажа входил первый израильский космонавт Илан Рамон. Трагедия вызвала большой общественный резонанс в Индии, ибо в составе экипажа Челнока была американка индийского происхождения Калпана Чаула.
После известия о гибели корабля возникло много версий трагедии, включая диверсию, поскольку жители Техаса утверждали, что они видели взрыв корабля.

Затем основной стала версия разрушения теплозащитного экрана, основанная на данных о резком повышении температуры в левом крыле аппарата и внутри корабля, за несколько минут до катастрофы. Часть теплозащитного покрытия топливного бака ракеты отлетела в результате вибрации во время взлета, ударила в торец теплозащитного покрытия левого крыла и разрушила его на значительном участке. Это наблюдали во время старта, но специалисты НАСА решили, что повреждение незначительно и не помешает возвращению летательного аппарата. Они здорово ошиблись.

Но что они могли сделать? Отремонтировать корабль в космосе нет возможности. Выход в космос и соответствующее оборудование для ремонта не предусмотрено программой полета. Единственное, в чем могли убедиться космонавты это то, что повреждения значительны, и они неизбежно сгорят при возвражении на землю. Попытаться немедленно вернуть корабль во время взлета? Но пока анализировали поступившую информацию, ракета прошла плотные слои атмосферы и нагрев корабля при возвражении был бы неизбежен. Вопреки мнению, усердно распространяемому журналистами, космический корабль греется не в результате трения о воздух, а преимущественно вследствие того, что он сжимает перед собой воздух, который нагревается до температуры около 2000 градусов.

Корабль-челнок имеет теплозащитное покрытие, состоящее из 24192 плиток и 3254 гибких матов изоляции. Это покрытие защищает его от аэродинамического нагрева при выведении на орбиту и спуске. Оно отличается на разных участках и зависит от тепловой нагрузки участка. Наиболее теплостойкий композитный материал — углерод-углерод (теплостойкость до 1650 градусов) — используется в носовой части корабля и на передней кромке крыльев. Плитки из стекловолокна защищают боковые поверхности (температура до 650 градусов). Маты из кварцевого волокна и войлочные маты теплоизолируют конструкцию корабля от раскаленных и испаряющихся плиток.
После каждого полета плитки заменяются новыми. Очевидно к их отслаиванию, вследствие вибрации во время взлета, привела плохая фиксация.

Осколок, врезавшийся в левое крыло челнока на 80-ой секунде полета весил около одного килограмма. Случаи откола изоляции топливного бака происходили и раньше с этим же кораблем, например, в 1992 г. Но тогда повреждения Колумбии были незначительны и все обошлось благополучно. Жаль, что специалисты НАСА не обратили на это должного внимания.
В пользу версии повреждения теплоизоляции свидетельствуют многие факты. За несколько минут до катастрофы в левом крыле сгорели датчики гидравлической системы, датчики давления воздуха в шасси, затем резко возросла температура в средней части корабля. Видимо, раскаленные газы проникли и туда. Корабль начал сходить с заданной траектории и компьютер стал корректировать его положение.

Горячая плазма проникла внутрь крыла через поврежденный участок и разрушила его конструкцию. Корабль стал разваливаться в воздухе, а через 24 секунды взорвалась герметичная кабина экипажа, и все семь человек погибли от травм и недостатка воздуха. Произошло это 1 февраля 2003 года в 14 часов 00 минут 21 секунду по Единой шкале времени, на высоте 42,5 километра, за 10 минут до ожидаемого времени посадки орбитальной ступени ’Колумбия’ на мысе Канаверал, штат Флорида.

 

 








Приборы для наблюдения звездного неба:

© 2009 Kosmos.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!