История космонавтики.

 


России.

 

Союз — наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите.

История создания:

Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль для облёта Луны. В космос должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков (изделия 7К, 9К и 11К). Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле, выводимым «Протоном» (УР500К-Л1), а на базе 7К начали делать 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК), предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК начались в 1966 году. Первые 3 беспилотных пуска оказались неудачными и выявили серьёзные ошибки в конструкции корабля. 4-й пуск с В. Комаровым оказался трагическим — космонавт погиб. Тем не менее корабли довели и уже в 1968 состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов», затем — пилотируемая, а потом групповой полёт трёх кораблей сразу и долговременный полёт.

Союз-19.

В 1969 году началась работа над созданием долговременной орбитальной станции. Для доставки экипажа был в кратчайшие сроки сделан корабль 7К-Т (Т — транспортный). Он отличался стыковочным узлом с внутренним люком-лазом. Время автономного полёта корабля составляло до 3 суток, а в составе орбитальной станции — до 60 суток. Второй полёт этого корабля («Союз-11») окончился трагедией — из-за разгерметизации погибли Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев, они были без скафандров. Поэтому корабль был переделан. Из-за большой массы систем жизнеобеспечения 7К-Т стал двуместным, лишился солнечных батарей. Этот корабль стал рабочей лошадкой советской космонавтики 1970-х: 29 экспедиций на станции «Салют» и «Алмаз». Его версия 7К-ТМ (М — модифицированный) использовалась в совместной полёте с американским «Аполлоном» по программе ЭПАС.

В конце 1960-х началось проектирование корабля 7К-С для нужд Минобороны СССР. Он отличался значительно усовершенствоваными системами (цифровая ЭВМ, новая система управления, объединённая двигательная установка). Потом от военного использования отказались и модификация 7К-СТ, «Союз-Т» (Т — транспортный) летала на станции Салют-6 и Салют-7. За счет усовершенствования спускаемого аппарата удалось снова увеличить экипаж до трех человек — на этот раз в скафандрах. Кроме того, в этой модификации снова были добавлены солнечные батареи.
Дальнейшая эволюция систем корабля привела к модификации «Союз ТМ»: новая двигательная установка, улучшенная парашютная система, система сближения и т. д. Первый полёт был совершён в 1986 году к станции «Мир», а последний в 2002 к МКС.

С тех пор и по настоящее время эксплуатируется «Союз ТМА» (А — антропометрический). Корабль был доработан применительно к полётам на МКС, в нём могут работать космонавты, которые не поместились бы в «Союз ТМ» по росту. Для изыскания резервов пульт космонавтов заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшена теплозащита. В дальнейшем планируется заменить БЦВМ и некоторые бортовые системы комплекса управления в целях улучшения интеграции с бортовой системой управления МКС, а также расширения возможностей в автономном (не в связке) полёте, в частности, корабль сможет летать в беспилотном режиме.

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является Ракетно-Космическая Корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном городе Королёв, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254 площадке космодрома Байконур.

Устройство:

Сверху вниз: БО, СА и ПАО Корабли семейства состоят из трёх модулей: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО). В ПАО находится комбинированная двигательная установка, топливо для неё, служебные системы. Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м, максимальный диаметр 2,72 м. Двигательная установка состоит из 28 ДПО (двигатели причаливания и ориентации) по 14 на каждом коллекторе, из которых часть имеет тягу 13,3 кгс, часть (12 штук) — 2,7 кгс, а также сближающе-корректирующего двигателя (СКД) тягой 300 кгс. СКД предназначен для орбитального маневрирования и схода с орбиты.

Работает на АТ+НДМГ . Корабли 7К-ОК и 7К-Т были оборудованы КТДУ-35 (корректирующе-тормозная двигательная установка) тягой 4 кН и удельным импульсом (УИ) 282 с. Фактически стояли 2 независимые КТДУ — основная и резервная. Для корабля «Союз-Т» была разработана новая КТДУ-80 той же тяги, но имеющая несколько режимов работы — большой и малой тяги и УИ 286-326 с. Резервный двигатель убрали, а ДПО и СКД объединили в одну систему с общими баками наддува.
В ПАО также размещены баки с топливом. В самых первых «Союзах» они вмещали 500 кг топлива, у Союза-ТМ — 880 кг, у ТМА — 900 кг. В ПАО же установлены баллоны высокого давления (~300 атм) с гелием для наддува баков.

Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей (СБ) и аккумуляторов. До аварии «Союза-11» стояли СБ размахом 9,80 м, и площадью 14 м2. Система обеспечивала среднюю мощность — 500 Вт. После аварии СБ убрали ради экономии веса и поставили одни лишь аккумуляторные батареи на 18 кВт? ч. Их хватало на 2 дня автономного полёта. Для программы «Союз-Аполлон» использовалась модификация с СБ площадью 8,33 м2 и батареей на 8 кВт? ч. Современные «Союзы» оснащены CБ размахом 10 м и площадью 10 м2, что дает среднюю мощность ~ 1 кВт.

Союз пристыкованный к орбитальной станции «Мир»

В спускаемом аппарате находятся места для космонавтов, системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система. Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м, жилой объём 3,5 кубометра. Под теплозащитным экраном расположены двигатели мягкой посадки, на внешней поверхности — перекисные двигатели управления спуском, управляющие ориентацией СА во время полёта в атмосфере. Это позволяет использовать аэродинамическое качество СА и снизить перегрузки. В CА помимо космонавтов можно вернуть на землю 100 кг груза («Союз-ТМА»). СА покрыт теплозащитой на основе абляционных материалов.

Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м, объём — 5 кубометров. Он снащен стыковочным узлом и системой сближения (раньше «Игла», теперь «Курс»). На переднем шпангоуте БО размещены 4 двигателя ДПО. В герметичном объеме БО располагаются грузы для станции, иная полезная нагрузка, ряд систем жизнеобеспечения, в частности туалет. Через люк на боковой поверхности БО космонавты залезают в корабль на старте.

Космодромы СССР и России:

Байконур
Восточный (космодром)
Домбаровский
Капустин Яр
Плесецк (космодром)
Свободный (космодром)

Космонавты России:

Авдеев, Сергей Васильевич
Афанасьев, Виктор Михайлович
Батурин, Юрий Михайлович
Бударин, Николай Михайлович
Викторенко, Александр Степанович
Виноградов, Павел Владимирович
Волков, Сергей Александрович
Гидзенко, Юрий Павлович
Дежуров, Владимир Николаевич
Калери, Александр Юрьевич
Кондакова, Елена Владимировна
Кононенко, Олег Дмитриевич
Корзун, Валерий Григорьевич
Котов, Олег Валерьевич
Крикалёв, Сергей Константинович
Лончаков, Юрий Валентинович
Макаров, Олег Григорьевич
Маленченко, Юрий Иванович
Мусабаев, Талгат Амангельдиевич
Онуфриенко, Юрий Иванович
Падалка, Геннадий Иванович
Полещук, Александр Фёдорович
Поляков, Валерий Владимирович
Серебров, Александр Александрович
Соловьёв, Анатолий Яковлевич
Токарев, Валерий Иванович
Трещёв, Сергей Евгеньевич
Тюрин, Михаил Владиславович
Циблиев, Василий Васильевич
Шаргин, Юрий Георгиевич
Шарипов, Салижан Шакирович
Юрчихин, Фёдор Николаевич

Основоположники российской космонавтики:

Королёв, Сергей Павлович — вынесен вне алфавитного списка, поскольку во многом благодаря его усилиям, конструкторским наработкам и организационным талантам в СССР появилось стратегическое ракетное оружие и программа освоения космоса.

Бабакин, Георгий Николаевич
Бармин, Владимир Павлович
Глушко, Валентин Петрович
Исаев, Алексей Михайлович
Келдыш, Мстислав Всеволодович
Ковтуненко, Вячеслав Михайлович
Козлов, Дмитрий Ильич
Косберг, Семен Ариевич
Кузнецов, Виктор Иванович
Лозино-Лозинский, Глеб Евгеньевич
Макеев, Виктор Петрович
Пилюгин, Николай Алексеевич
Раушенбах, Борис Викторович
Решетнёв, Михаил Фёдорович
Рязанский, Михаил Сергеевич
Семёнов, Юрий Павлович
Тихонравов, Михаил Клавдиевич
Челомей, Владимир Николаевич
Янгель, Михаил Кузьмич

Учёные и конструкторы:

Циолковский, Константин Эдуардович — так же вынесен первым за значительный вклад в теорию космонавтики. Он первый увидел в ракете способ покинуть земную атмосферу, заложив тем самым основы для всей космонавтики.

Бартини, Роберт Людвигович
Благонравов, Анатолий Аркадьевич
Бушуев, Константин Давыдович
Ветчинкин, Владимир Петрович
Граве, Иван Платонович
Жуковский, Николай Егорович
Засядко, Александр Дмитриевич
Келдыш, Мстислав Всеволодович
Кибальчич, Николай Иванович
Кондратюк, Юрий Васильевич
Константинов, Константин Иванович
Лангемак, Георгий Эрихович
Мещерский, Иван Всеволодович
Петропавловский, Борис Сергеевич
Петров, Борис Николаевич
Поморцев, Михаил Михайлович
Тихомиров, Николай Иванович
Тихонравов, Михаил Клавдиевич
Цандер, Фридрих Артурович
Шильдер, Карл Андреевич

 

 








Приборы для наблюдения звездного неба:

© 2009 Kosmos.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!