Кометы.

Именитые кометы.

Комета Галлея:

В 1705 году Эдмонд Галлей, используя Ньютоновские законы движения, предсказал, что комета, которую наблюдали в 1531, 1607 и 1682 годах, должна возвратиться в 1758 году (что, увы, было уже после его смерти). Комета действительно возвратилась, как было предсказано, и позже была названа в его честь. Cредний период обращения кометы Галлея вокруг Солнца равен 76 годам. Последнее ее прохождение через через перигелий наблюдалось в феврале 1986 года.

Ядро кометы Галлея имеет размеры приблизительно 16×8 × 8 километров. Вопреки ожиданиям, оно очень темное: его альбедо составляет всего лишь 0.03, что делает его еще более темным, чем каменный уголь. Таким образом, ядро кометы Галлея является одним из самых темных объектов в Солнечной системе. Плотность ядра кометы Галлея очень низкая, всего около 0.1 грамма на кубич. см, что говорит о том, что оно имеет пористую структуру, поскольку состоит в основном из пыли со льдом. Комета Галлея вернется во внутреннюю Солнечную систему в следующий раз в 2061 году.

Комета Хиакутаке:

Без преувеличения можно сказать, что конец нашего столетия проходит под знаком возросшего интереса к кометным исследованиям. В 1995 году внимание астрономов всего мира было приковано к комете Шумейкера-Леви, распавшейся на множество осколков и породившей гигантские возмущения в атмосфере Юпитера после их падения на эту планету. Первые месяцы 1996 года ознаменовались открытием новой кометы — кометы Хиакутаке, которая на протяжении нескольких недель являлась одним из наиболее ярких объектов на небесной сфере.

В отличие от таких хорошо известных комет, как комета Карла XII или комета Галлея, комета Хиакутаке была открыта в январе 1996 года, когда она была удалена от Земли на расстояние в 300 млн. км. Предварительные данные не исключают возможности того, что предыдущий визит этой кометы в солнечную систему происходил 10-20 тысяч лет тому назад, однако окончательный ответ требует детальных исследований.

Одной из основных особенностей кометы Хиакутаке является большой наклон ее орбиты к плоскости эклиптики. Этим определялись черезвычайно удачные условия ее наблюдений. По мере приближения к Земле яркость кометы постоянно возрастала и 23 марта комету можно было наблюдать даже невооруженным взглядом. С 23 по 27 марта 1996 года она быстро переместилась из созвездия Волопаса в созвездие Большой Медведицы и далее — к Полярной звезде. На минимальном расстоянии в 17 млн. км. от Земли комета Хиакутаке находилась 25.03.96, двигаясь со скоростью 50 км/сек. На период 2001 года она удаляется от Солнца.

Остатки кометы Ikeya-Seki:

В октябре 1965 года комета Ikeya-Seki прошла всего лишь в 450 тысячах километров от Солнца. Под воздействием жесткого солнечного излучения льдистое ядро кометы испарялось и теряло составляющие его газ и пыль. Во время прохождения перигелия (ближайшей к Солнцу точки орбиты) комета была настолько яркой, что ее без труда можно было наблюдать и днем, если Солнце было скрыто каким-нибудь строением, или даже просто закрыто рукой.

Комета Ikeya-Seki является членом семейства комет Kreutz sungrazers, названным так в честь немецкого астронома, детально исследовавшего это семейство комет в девятнадцатом веке. Это кометы в своем перигелии проходят менее чем в 50000 километрах над фотосферой Солнца. Большинство из них при этом полностью разрушается. Но немногие из них, подобно комете Ikeya-Seki, бывают очень яркими объектами.

«В течение каждого столетия наблюдались 2 или 3 действительно ярких, подобных комете Ikeya-Seki, объекта,» — говорит Brian Marsden из Гарвардского центра астрофизики. «Большинство из них — фрагменты гигантских комет, разрушившихся по крайней мере 2000 лет назад. Возможно, подобное явление наблюдал греческий астроном Ephorus в 372 до нашей эры. Ephorus сообщает, что комета распалась на две части.»

Размеры ядра кометы составляли несколько километров, и сейчас можно наблюдать, как остатки размерами в несколько метров при приближении к фотосфере Солнца ярко вспыхивают на короткие промежутки времени и исчезают в ней навсегда. С помощью Интернета профессиональные астрономы и астрономы-любители могут наблюдать эти явления благодаря коронографу, установленному на борту SOHO.

Коронограф — это устройство, которое блокирует яркий свет Солнца так, чтобы были видны корона Солнца, окружающие звезды и планеты. На борту SOHO установлены два коронографа, один с полем обзора 3 градуса («C2» коронограф) и другой с полем обзора 16° («C3» коронограф). SOHO находится в 1.5 миллионах километров от Земли в направлении Солнца. Слева — снимок, полученный с помощью коронографа С2 29 апреля 2000 года. Круг в центре показывает истинный размер Солнца.

Все кометы, обнаруженные с помощью изображений SOHO, называются «комета SOHO» и сопровождаются номером, обозначающим порядок открытия. Это отличается от традиционного обозначения вновь открытых наименования комет. Самой последней была комета SOHO-143, открытая 4 июля 2000 года. Официальное обозначение Международного Астрономического Объединения для этой кометы — SOHO-143 — C/1998 K15, так как фактические изображения были получены в 1998 году, а K15 указывает, что это была пятнадцатая комета, найденная в течение второй половины мая.

Комета Шезо:

Ярчайшая комета века — её голова была видна днём. Комета имела 6 хвостов. Возможно, это следствие периодических выбрасов из ядра.

Комета Энке:

Наблюдается с 1786 г. И. Энке вычислил орбиту этой кометы с самым малым периодом обращения — 3,3 г. Тунгусский метеорит (1908 г.), возможно, был обломком её ядра. Последнее сближение было в 2000г., а очередное сближение с Солнцем произойдёт в 2004 году. Не исключено, что это последние сближения, которые можно будет наблюдать, т. к. оставшаяся масса ядра очень мала.

Комета 1811 года:

До наших дней она остаётся самой большеголовой: её объём в 6-8 раз больше Солнца.

Комета Донати 1858 года:

Красивейшая комета последних веков. У неё хорошо были выражены и плазменный, и пылевой хвосты. Комета вернётся в 39 веке.

Большая сентябрьская комета 1882 года:

Ярчайшая комета века, её одновременно заметили многие. В максимуме она светила как 60 полных лун, а днём была видна при солнечном свете. Это одна из «скебущих» комет. Она пролетела в полурадиусе Солнца от его поверхности на скорости 480 км/с. Ядро прошло перед диском Солнца, но из-за малых размеров не было видно; после сближения с Солнцем распалось на две части. Обломки кометы вернутся около 2650 г.

Комета Уэста 1976 года:

Одна из красивейших комет века. Имела протяжённо широкий хвост, напоминающий облачко в лучах утреннего Солнца. Голова светилась как Венера. Комета распалась на части.

Комета Шумейкеров-Леви 9:

В июле 1992 г. комета прошла в 15 тыс. км. от облачного покрова Юпитера. В результате ядро оказалось раскрошенным на 17 кусков, растянувшихся на 200 тыс. км. В таком виде комета и была открыта на абсерватории Маунт-Паломар Кэролайн и Юджином Шумейкерами (лучшими профессиональными ловцами комет) и Девидом Леви. Комета обращалась не вокруг Солнца, а вокруг Юпитера с периодом в 2 года. При очередном сближении с Юпитером в июле 1994 г. все обломки врезались в атмосферу со скоростью 64 км./с. и вызвали мощные возмущения облачного покрова. Падение было предсказано астрономами и наблюдалось с Земли и из космоса.