Успенский собор.

Оружейная палата:
 


Иконы.

 

Иконы - Успенский собор

Собрание икон XII — XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

1. Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий»

Иконы - Успенский собор

Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий» датируется рубежом XI-XII вв. В собор вероятно, была привезена в середине XVI в. из Новгорода. На изображении Георгия, почти не подвергавшемся поновлениям, авторская живопись сохранилась очень полно. Воин изображен на сияющем золотом фоне, его фигура с трудом помещается на огромной доске, лик сияет юностью и красотой. Это образ идеального воина, защитника отечества. «Богоматерь Одигитрия» на лицевой стороне раскрыта лишь недавно. Из-за многочисленных поновлений древняя живопись сохранилась фрагментарно — контур фигур, шейка и ручка младенца. На лике оставлены прописи греческого художника XIV в., а на одеждах встречаются фрагменты живописи различного времени.

2. Икона «Троица»

Иконы - Успенский собор

Икона «Троица», вероятно, была написана для первого здания собора. Она иллюстрирует ветхозаветный сюжет о явлении праотцу Аврааму Бога в образе трех ангелов. Первоначальная живопись иконы, открытая на изображении правого ангела и готовящей хлеб Сарры, относится к середине XIV в. В 1701 г. икону переписал один из крупнейших царских изографов Тихон Филатьев, внесший в икону прямую перспективу, светотеневую моделировку и элементы натюрморта.

3. Икона «Богоматерь Владимирская»

Иконы - Успенский собор

Чудотворная икона «Владимирской Богоматери» после революции была передана в Государственную Третьяковскую галерею. В соборе хранятся два более поздних списка с нее. Они написаны вскоре после поновлений оригинала и, воспроизводя основные его черты, отражают иное мировоззрение и иные этапы развития древнерусской живописи. Более ранняя икона создана в первой трети XV в. современником Андрея Рублева. Второй список был сделан митрополитом Варлаамом в 1514 г. Он «скопировал» не только живопись, но и золотой оклад первой половины XV в. с изображением праздников.

4. Икона «Предста царица»

Иконы - Успенский собор

Икона «Предста царица» была написана в последней четверти XIV в. балканским, возможно, сербским мастером. Здесь изображен вариант Деисуса-моления. В облачении Христа сочетаются архиерейские и императорские атрибуты, а Богоматерь одета в парадный костюм византийской императрицы.

5. Икона «Апостолы Петр и Павел»

Иконы - Успенский собор

Икона «Апостолы Петр и Павел» написана греческим мастером, работавшим в начале XV в. в Москве или Новгороде. Здесь изображены два верховных апостола — Петр с ключами от Рая и свитком и Павел с Евангелием. Фигуры апостолов величественны и пластичны, по иконографии и живописи они близки иконам Феофана Грека в иконостасе Благовещенского собора.

6. Икона «Митрополит Петр в житии»

Иконы - Успенский собор

Икона «Митрополит Петр в житии» выполнена на рубеже XV-XVI вв. в мастерской Дионисия. Один из наиболее чтимых русских святых изображен в момент богослужения в парадном облачении — украшенном жемчугом и драгоценными камнями саккосе. Фигура митрополита — удлиненная, легкая, бесплотная — как бы парит на светлом фоне. Вокруг средника помещены клейма, повествующие о жизни митрополита, среди них имеется и сцена закладки Успенского собора.

 

 









© 2009 Moskva.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!