Благовещенский собор.

Оружейная палата:
 


Стенопись.

 

Стенопись - Благовещенский собор

Собор украшен фресками середины XVI века. Их появление связано с восстановительными работами после пожара 1547 года. На протяжении веков они несколько раз поновлялись. Впервые фрески были раскрыты из-под поздних записей в 1980-1984 годах и представляют самый ранний комплекс среди росписей кремлевских памятников. Кроме традиционных композиций на стенах присутствуют уникальные для того времени образы и сцены, иллюстрирующие «Апокалипсис» и «Древо Иессеево».

Иллюстрации «Апокалипсиса», древнейшей из евангельских книг, занимают северную, южную и западную стены четверика собора, а также своды под хорами. Традиционная композиция «Страшный Суд» на западной стене входит в этот же ряд.«Древо Иессеево», представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи северо-западной галереи. Уникальной особенностью этой композиции явилось обилие фигур и иконография античных философов: Вергилия, Гомера, Плутарха.

В систему росписей включены образы византийских императоров в четверике на столбах и русских князей как в галерее на пилястрах, так и в четверике на столбах. Над входом в северную галерею собора находится фресковое изображение «Спаса Нерукотворного». Среди композиций западной галереи — «Троица».

1. «Апокалипсис»

Стенопись - Благовещенский собор

Иллюстрации на тему «Апокалипсиса» или «Откровения св. Иоанна» в росписях русских церквей XVI в. — явление довольно редкое. «Апокалипсис» — древнейшая из евангельских книг, датируемая I в. н. э. Языком символов в ней повествуется о судьбах мира и человечества, о борьбе добра со злом и конечном торжестве справедливости. Иллюстрирующие текст многофигурные композиции перетекают одна в другую, чему способствуют сложные пространственные развороты фигур, зачастую отсутствие традиционной разгранки между композициями.

2. «Древо Иессеево»

Стенопись - Благовещенский собор

«Древо Иессеево» (1547 — 1551 гг.), занимая все своды и значительную часть стен северо-западной галереи, представляет библейскую родословную Христа. Ряд изображений начинается при входе в северную галерею и завершается напротив западного входа в собор изображением Богоматери, сидящей с младенцем Христом на коленях. Композиция включает в себя более двухсот фигур, объединенных мотивом вьющейся лозы. Среди фигур — античные философы в основании сводов и в простенках окон (Гомер, Вергилий, Плутарх и другие) и русские князья на лопатках храма (Даниил, Дмитрий Донской и другие).

3. Вергилий:

Стенопись - Благовещенский собор

Вергилий представлен среди фигур античных философов в простенке между окнами в западной галерее. Обычно он изображался в композиции «Древо Иессеево» в царском платье, а в галерее Благовещенского собора он в мантии и широкополой.

4. Византийские императоры:

Стенопись - Благовещенский собор

Образы византийских императоров представлены в четверике на юго-западном столпе. Над моленным царским местом изображены император Константин и его мать Елена, а выше над хорами — император Михаил и императрица Феодора. Первая пара связана с утверждением христианства как государственной религии в Византийской империи, с раскопками на Голгофе и обнаружением креста, на котором был распят Христос. С ним в руках и представлены Константин и Елена. Михаил и Феодора в византийской истории связаны с восстановлением почитания икон после длительного периода борьбы с ними.

5. Русские князья:

Стенопись - Благовещенский собор

Образы русских князей присутствуют как в четверике собора так и на пилястрах наружных стен собора. На северо-западном столпе на восточной грани вверху стоят киевские князья Владимир и Ольга, при которых была крещена Киевская Русь. Внизу на столпах представлены киевские, владимирские и московские князья, среди которых Александр Невский и Иван Данилович Калита в монашеской одежде.

6. «Спас Нерукотворный»

Стенопись - Благовещенский собор

Образ «Спаса Нерукотворного» находится над входом в северную галерею. Традиционно этот образ датировался 1661 г. и приписывался известному мастеру Симону Ушакову, хотя существует и другое мнение: эта композиция — след поновления стенописи собора не позже середины XVI в.

7. «Троица»

Стенопись - Благовещенский собор

«Троица», расположенная на западной наружной стене собора, является иллюстрацией текста Книги Бытия: Авраам и его жена Сарра принимают в своем доме трех путников-ангелов и прислуживают им во время трапезы.

 

 









© 2009 Moskva.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!