Мода.

 


Габриэль Шанель (Chanel).

 

Мода haute couture - Габриэль Шанель (Chanel)

Один из знаменитых афоризмов «мадемуазель Коко» гласит: «Все в наших руках — поэтому их нельзя опускать». Вся история жизни самой Шанель и ее «модного дела» как нельзя лучше подтверждает эти слова. Но мало кто знает, что в хрупких женских руках не всегда было все.

Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 года в больнице для нищих маленького французского городка Сомюр-эн-Луар. Ее родители — бедные пролетарии — не состояли в официальном браке. Отец зарабатывал мелкой коммерцией, мать прислуживала в чужих домах и в возрасте 33 лет умерла от туберкулеза. После этой трагедии 13-летнюю девочку вместе с сестрой отдали в монастырский приют для сирот Коррез, где она провела пять лет. Маленькая Коко (тогда еще Габриэль) зарабатывала на хлеб, работая швеей.

Выйдя из пансиона, Габриэль поступила продавцом в трикотажный магазин в городке Мулен. Там она начала постигать азы искусства продаж, что очень пригодилось ей впоследствии при создании собственного бизнеса — она была талантливым предпринимателем, что во многом помогло ей стать столь знаменитой, хоть эта сторона деятельности Шанель малоизвестна.

Но работа Шанель не ограничивалась должностью продавца трикотажа. По вечерам она еще подрабатывала солисткой и танцовщицей в кабаре для богемы «Ротонда»! Именно благодаря исполнению популярных французских песенок, на которые посетители, подпевая и апплодируя, реагировали криками: «Ко-ко-ко!», и появился всемирно известный псевдоним — некогда подростковое прозвище Коко. Сценическая атмосфера была девчонке по душе, а вдобавок в варьете она научилась быстро принимать решения и не теряться в сложных ситуациях.

Экспериментаторский дух позволил Шанель претворить в жизнь многие свои идеи, за которые она получила титул «императрицы моды». Перебирая аксессуары мужского гардероба, творческая мысль гениальной Коко обогатила женскую моду. Рубашки мужского покроя, брюки для верховой езды, галстуки и пиджаки прочно вошли в гардероб современной женщины. Она избавила женские туалеты от традиционных излишеств, громоздких вышивок и корсетов. Мельком окинув взглядом фигуру солдата, несущего сумку через плечо, Коко тотчас «наградила» таким предметом хрупкие дамские плечики.

Дамы оказались в полном восторге от новой модной волны. Открытия и нововведения Коко Шанель — это почти вся современная женская одежда: брюки, кардиганы, купальные костюмы, а также бижутерия и многое другое. Она первой внедрила в женскую моду трикотаж. Однажды увидев оставшийся у одного из фабрикантов бежевый материал под названием «джерси», она сразу сделала большой заказ на эту ткань. Тогда на глаза ей попались остатки от пошива партии спортивных мужских костюмов, а сегодня трикотаж стал еще более актуален в женской моде. Еще одно открытие Шанель — она первой начала придумывать бижутерию под новые модели одежды, сделав аксессуары эффектным дополнением всего костюма.

Идея сочетать в одном изделии стразы и натуральные камни принадлежала не ей, но она первой воплотила ее в жизнь. А в 1947 году Коко выпустила в продажу стеганые кожаные сумочки на золотой цепочке, которые до сих пор считаются классикой, и модницы всего мира готовы отдать крупную сумму за одну из таких сумочек...

Много раз смелой и отчаянной Коко Шанель приходилось быть первой. Но поэтапное развитие ее головокружительной карьеры с чего-то начиналось. Старт собственного бизнеса не обошелся без помощи двух первых бойфрендов — офицера-кавалериста Этьена Бальзана и его приятеля, английского аристократа Артура Капеля, после знакомства с которым весной 1908 года Коко захватила страсть, в результате чего она переселилась в Париж.

Начиналось все как банальный любовный треугольник: Бальзан щедро предоставил свои парижские апартаменты под мастерскую, а Капель снабжал любовницу деньгами. Позже Шанель боготворила Артура как единственную настоящую любовь всей своей жизни. Но случилось непоправимое — он разбился в автокатастрофе, после чего модельерша с головой окунулась в творческие проекты и бурные романы.

Появление двух друзей в жизни Шанель предвестило начало ее долгого пути в бизнес. В 1909 году на парижском бульваре Мальзерб открылся небольшой шляпный салон — это был первый коммерческий проект Шанель, который ей удалось осуществить на деньги Капеля. Оригинальные изделия быстро завоевали популярность, и через год Коко расширила свое дело, занявшись торговлей одеждой.

В какой-то степени прорыв Шанель к вершинам предпринимательства стал возможен благодаря всеобщему несчастью — Первой мировой войне. В то время как фронт приближался к Парижу, а различные направления бизнеса стремительно сворачивались, Шанель, которой тогда шел 33-й год, зарабатывала все больше и больше и, что еще более важно, приобретала известность.

Богатые столичные дамы спасались от тягот войны как раз на курортах. А простые и элегантные фасоны, которые им здесь предложила Коко, как нельзя лучше подошли для сурового времени, заставившего модниц забыть о пышных юбках и шляпах со страусиными перьями. В городке Довиль на улице Гонто-Бигон впервые появилась вывеска «Моды Шанель», украшенная ныне известным всему миру логотипом — скрещенными буквами «С».

В годы войны очень ярко проявилось одно из главных качеств Шанель, позволившее ей завоевать свое «место под солнцем» в бизнесе, — колоссальная работоспособность. Трудилась она запоем, по 12-14 часов в сутки, порой третируя коллег и подчиненных своей бескомпромиссностью, не стесняясь выполнять черновую работу. Эта женщина была живым воплощением удивительного сочетания богемно-аристократических черт и жесткой деловой хватки.

«У меня был возраст и темперамент нового века, и он обратился именно ко мне, чтобы я выразила его через одежду», — вспоминала Шанель в конце жизни. Уже к концу 1915 года она создала ателье в Биаррице, со штатом более 300 человек. Этот курорт, расположенный вблизи испанской границы, был выбран не случайно. В невоюющей Испании было немало состоятельных заказчиков. К Шанель зачастили обитатели курортов Бильбао, Сан-Себастьян и даже особы испанского королевского двора.

Уловив, что залечившая раны послевоенная Европа вновь потребует роскоши, новых идей в моде и дизайне, Коко решила диверсифицировать свой бизнес. Разработка модных фасонов, продажа одежды через сеть бутиков и специальных ателье оставалась, но параллельно зародилось новое направление — парфюмерия.

В 1920 году Шанель познакомилась в Биаррице с одним из самых известных русских эмигрантов — великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, тем самым, который участвовал в заговоре против Распутина. На одном из приемов великий князь представил Шанель бывшему парфюмеру Российского императорского двора — Эрнсту Бо. Некоторые историки моды полагают, что именно это знакомство навело Шанель на мысль создать духи под своим именем. В те времена духи обычно повторяли запах какого-либо цветка, и композиции, основанные на натуральных цветочных эссенциях, быстро испарялись после открытия флакона. Нужно было качественно иное решение — оно нашлось благодаря потрясающей интуиции Коко.

Легендарные «Шанель № 5» появились в результате ошибки Эрнста Бо, которому Коко поручила изготовить несколько образцов нового парфюма. Он перепутал дозировку одной из эссенций, но Шанель не дала ему возможности исправить оплошность, настояв на выпуске духов с необычным ароматом. Их букет базировался на 80 (!) различных ингредиентах, что придавало запаху одновременно стабильность и абстрактность. Цифру «пять» Шанель считала счастливой, что и определило выбор флакона под этим номером из всех образцов, подготовленных Бо.

Презентация духов «Шанель № 5» состоялась в Париже, в 1921 году, во время демонстрации мод. «Счастливая цифра» оправдала себя: затратив сущий мизер (несколько сотен или — с учетом упаковки — несколько тысяч долларов), Коко получила колоссальную отдачу. Прибыль от продажи нового аромата исчислялась сотнями тысяч. Это был настоящий прорыв в мире парфюмерии, и по сей день «Шанель № 5» — самые продаваемые и популярные в мире духи. Флакон для знаменитых духов не случайно выполнен в мужском стиле — коробочки точно такой формы Коко не раз видела на туалетных полочках своих любовников... На вопросы знакомых дам «Куда наносить духи?» она отвечала: «А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?»

Период расцвета Дома моды Шанель — 20-30-е годы. Дело, налаженное железной рукой хозяйки, приносило стабильный доход. По приблизительным оценкам, модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год. Что касается парфюмерного бизнеса, то в середине 1920-х Шанель продала право производства и продажи «Шанель № 5» братьям-миллионерам Вертаймер, о чем впоследствии часто сожалела. Вернуть знаменитый брэнд ей удалось только в 1947 году, да и то не полностью. Пьер Вертаймер согласился выплачивать Шанель авторский гонорар с каждого проданного экземпляра — около $1 млн. в год.

Габриэль Шанель не испытывала недостатков не только в деньгах, но и в поклонниках. Среди них были такие выдающиеся персоны, как Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Сергей Дягилев, Жан Кокто, Жан Марэ, Игорь Стравинский, Сальвадор Дали, Чарли Чаплин, Джон Кеннеди. С другой стороны, ее личная жизнь так и не сложилась. Через много лет после смерти Артура Капеля прямо на глазах Коко скончался от удара ее жених — известный художник и декоратор Поль Ириб. На предложение руки и сердца герцога Вестминстерского она ответила отказом: «На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель».

Как видно, Коко всегда питала симпатию к людям искусства. Существует мнение, что Шанель не состоялась бы без мужского окружения, на что у «мадемуазель» всегда был готов кокетливый ответ: «Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает». Мужчины любили ее, но и сама она не оставалась в долгу, вкладывая заработанные деньги в меценатство. Она оформляла балетные постановки Сергея Дягилева, финансировала изготовление костюмов и декораций для знаменитого фильма «Антигона» Жана Кокто, много помогала друзьям-художникам.

Не всегда, правда, контакты Шанель с миром искусства заканчивались удачно. Незадолго до начала Второй мировой войны она приняла предложение кинокомпании MGM и лично главного продюсера «фабрики звезд» Сэмюэля Голдвина стать единственным и бессменным костюмером Голливуда. Масштабы этого контракта в цифрах — $1 млн., который Голдвин был готов заплатить. Но, приняв участие в съемке всего одного фильма, Шанель отказалась работать дальше, чем весьма обрадовала американских кинодив — те переживали, что их заставят носить «Шанель» и только «Шанель», до элегантной классики которой, к слову сказать, надо еще дорасти.

Итак, проект «Шанель в Голливуде» провалился. Но нелишне заметить, что это единичный случай провала в биографии Коко. Поставив перед собой цель, она, как правило, добивалась ее. Эта чисто мужская черта характера притягивала к ней многих сильных мира сего. В частности, у одного из горячих ее поклонников — сэра Уинстона Черчилля — есть в дневниках примечательная запись: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».

Вторая мировая война, казалось, поставила крест на бизнесе Шанель. В 1939 году, как только начались бои, она закрыла свой Дом моды (работу продолжал только парижский магазин) и уехала в нейтральную Швейцарию. После освобождения Франции это обстоятельство оказалось не в пользу Коко. И не только это. Общественное мнение не могло простить Коко любовную связь с немецким фон бароном и контакты с начальником управления внешней разведки нацистской Германии Вальтером Шелленбергом. В 1943 году Шанель ходатайствовала через него о начале мирных переговоров между союзниками и немцами.

Обвинение в коллаборационизме — очень серьезный минус в бизнесе, когда вокруг все пребывают в патриотическом возбуждении. В 1945 году знаменитой «императрице моды» грозил арест. Спасло ее только личное вмешательство друга герцога Вестминстерского — Уинстона Черчилля. Однако первые восемь послевоенных лет она вынуждена была провести в Швейцарии.

Но Шанель не была бы самой собой, если бы не попыталась подняться. Она снова перебралась в Париж и в тайне от всех начала готовить новую коллекцию. В феврале 1954 года для Шанель настало критическое время. Победить или умереть — под таким лозунгом она шла на открывавшийся в Париже модный салон. Шансы на успех были минимальными, если учесть, что за 15 лет, пока Шанель находилась «за кулисами», на сцену театра моды вышли новые модельеры с новыми идеями — Кристиан Диор, Живанши и др.

В итоге первая реакция публики на Шанель — оглушительный провал. По свидетельству очевидцев, манекенщицы проходили по подиуму при полном молчании зала. Пресса обрушилась на Шанель с уничижительной критикой. К середине 50-х в моде Европы уже брали верх авангардистские течения, начал прорастать новый стиль unisex. А тут Шанель с моделями, «отдающими нафталином». Одна из ведущих парижских газет не постеснялась назвать ее коллекцию «Фантомами 30-х годов».

Понадобился год, чтобы к Шанель вернулось прежнее могущество. «Мода проходит, стиль остается», — снова остроумно высказывалась она. Клиентки, по крайней мере, наиболее состоятельная и «звездная» их часть, последовали отнюдь не за неофитами, а за Коко. Продажи росли на десятки процентов в год, открывались новые филиалы. «Мадемуазель», как, несмотря на 70-летний возраст, продолжали за глаза называть владелицу знаменитого брэнда, сфокусировала свой бизнес на нужной группе потребителей — людях с достатком выше среднего, обладающих вкусом и отдающих предпочтение разумной строгости. Больше всего среди них было американок.

Шанель быстро поняла, что столица модного бизнеса переехала за океан, и опередила конкурентов в борьбе за выгодную клиентуру. «У одежды есть своя логика, нужно уважать ее. Экстравагантность „этих мсье“ идет против логики, а сила американцев в том, что они не позволяют водить себя за нос», — говорила она. «Костюм-Шанель» переживает ренессанс.

Ставка на «звезд» на этот раз себя оправдала. В число ее покупателей входили первые богачи Старого и Нового света, например, баронесса Ротшильд. Наряды «от Шанель» предпочитали всем остальным певица Эдит Пиаф и киноактриса Роми Шнайдер. Вторую половину 50-х и все 60-е годы бизнес Коко Шанель поступательно развивался. Она не только вернула утраченные позиции — она победила в ужесточившейся до предела конкурентной борьбе.

Годы никогда не были помехой для нее ни в бизнесе, ни в личных отношениях. «В моем возрасте уже нелепо спрашивать паспорт у того, кто захотел со мной переспать», — мило шутила 60-летняя прелестница Шанель. А о себе говорила: «Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает».

Скончалась Габриэль Шанель 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в парижском отеле «Риц». К тому времени активы Дома моды Шанель составляли $160 млн. Однако в гардеробе первой бизнес-леди 20 века было найдено всего три костюма, правда, чрезвычайно элегантных.

 

 









© 2008 Brendy.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!