Бронемашины.

Великобритания:
Австрия:
 


«Panhard» 178.

Программа 1923 года вывела фирму «Панар-Левассор» в число ведущих производителей боевых машин. А в рамках программы 1931 года она и вовсе заняла главенствующее положение, благодаря блестящему инженеру Луи Делагарду, который первым пришел к выводу что бронеавтомобиль, являясь машиной специального назначения должен и создаваться по специальному проекту, а не на базе серийного коммерческого автомобиля. Луи Делагард стал отцом всех бронемашин «Панар» выпускавшихся с 1930 года до наших дней. Программа 1931 года имела более амбициозный характер по сравнению с программой 1923 года и, возможно, по аналогии с делением танков на легкие средние и тяжелые предусматривала создание бронеавтомобилей трех типов: дозорных, разведывательных и боевых, причем последние должны были быть полугусеничными.

В конкурсе на разработку нового разведывательного бронеавтомобиля объявленном военным министерством, кроме фирмы «Панар-Левассор» приняли участие «Пежо» и «Рено», но успех сопутствовал «Панару». Опираясь на опыт создания AM 175, и следуя старой традиции работать оперативно, «Панар-Левассор» в сжатые сроки — к октябрю 1933 года — разработала модель «Панар 178», которая, хоть и оказалась чересчур громоздкой и тяжелой, все же отвечала требованиям, предъявляемым разведывательному бронеавтомобилю.

Полностью закрытый корпус «Панара 178» склепывался из листов катаной стали толщиной 13 мм. Боковые стенки корпуса устанавливались вертикально, тогда как верхний лобовой лист имел большой угол наклона, что повышало его пулестойкость.

Машина имела компоновку с задним расположением двигателя. Водитель размещался впереди в отделении управления, имевшем вид выступающей вперед бронерубки, и вел наблюдение за дорогой через лобовое окно, оборудованное бронекрышкой с узкой смотровой щелью. Поле зрения увеличивали окна в боковых стенках рубки управления. В боевой обстановке все окна закрывались бронекрышками, крепившимися к крыше рубки шарнирными петлями. За отделением управления находилось боевое отделение с башней производства Венсеннской автомеханической мастерской, вооруженной 13,2-мм и 7,5-мм пулеметами.

Кормовая часть машины была разделена на четыре части. В центре находился радиатор с вентилятором, сзади — два бензобака емкостью 118 и 23 л, располагавшихся один за другим. Перед радиатором были установлены двигатель (справа) и второе место водителя (слева). Глушитель, закрепленный вертикально внутри бронекорпуса, немного выступал с правой стороны. Посадка экипажа из пяти человек осуществлялась через дверь в правом борту центральной части корпуса.

В моторном отделении устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Панар» SS с рабочим объемом 6330 см3, который развивал мощность 77 кВт (105 л. с.) при 2000 об/мин, что позволяло бронеавтомобилю двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 72,6 км/ч. Запас хода по топливу составлял 350 км.

Полноприводной (4×4) колесный движитель состоял из четырех ведущих колес с пневматическими шинами. Машина была оборудована механизмом реверса, что позволяло ей двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Плавность хода обеспечивалась полуэллиптическими листовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами. Чтобы легче было преодолевать склоны, «Панар 178» имел две небольшие гусеницы длиной 0,9 м под днищем корпуса. Управление ими осуществлялось изнутри машины.

Испытания бронеавтомобиля специально созданной комиссией прошли с 9 января по 2 февраля 1934 года. В ходе испытаний, на которых «Панар» прошел 1001 км по дорогам и 100 км по пересеченной местности, была достигнута максимальная скорость 68,5 км/ч и средняя скорость 43,5 км/ч. Приемная комиссия констатировала, что машина имеет очень хорошую подвеску и сохраняет устойчивость на большой скорости, обладает неплохой проходимостью по пересеченной местности, преодолевает склоны крутизной до 25° и брод глубиной 0,6 м. Несмотря на то, что «Панар 178» оказался тяжелее, длиннее и выше, чем предусматривалось заданием, его преимущества перед другими машинами были очевидны. 15 февраля 1934 года комиссия в своем заключении рекомендовала принять «Панар» 178 на вооружение французской армии.

После пробных стрельб в Версале и участия в маневрах кавалерии в Реймсе бронеавтомобиль был принят на вооружение под обозначением AMD «Панар» модель 1935, но чаще ее называли «Панар» 178 или просто «Пан-Пан». Первую партию из 30 машин изготовили в конце 1934 года, и производство их продолжалось без перерывов до июня 1940 года. Серийный бронеавтомобиль значительно отличался от прототипа. Корпус стал уже и длиннее, люки водителей также были переконструированы.

Глушитель вынесли наружу, усовершенствовали решетки моторного отделения, установили ящики для инструментов и запасных частей, убрали гусеницы под днищем. А самое главное появилась новая башня АРХ-3, разработанная фирмой «Пюто». Она была больше той, что устанавливалась на прототипах, и оснащалась 25-мм пушкой и 7,5-мм пулеметом АРХ-3, имела многогранную форму и склепывалась из 13-мм листов катаной стали, толщина лобовой брони достигала 18 мм. На скошенной спереди крыше башни имелся круглый люк с откидывавшейся вперед крышкой. Задняя стенка башни представляла собой двустворчатую дверь, через которую экипаж мог войти в машину и покинуть ее.

В качестве основного вооружения в башне АРХ-3 устанавливалась 25-мм противотанковая пушка «Гочкис» образца 1934 года, скорострельность которой достигала 15 выстрелов в минуту. Для стрельбы использовались бронебойно-трассирующие выстрелы образца 1934 года. 320-граммовый бронебойно-трассирующий снаряд имел начальную скорость 880 м/с и на дальности 500 м пробивал 40-мм вертикальную броневую плиту. При стрельбе с расстояния 200 м по бронеплите, установленной под углом 35°, бронепробиваемость составляла 32 мм. В вертикальной плоскости пушка наводилась на цель в секторе от -12° до +14°. Слева от пушки монтировался 7,5-мм пулемет «Рейбель», ствол которого был заключен в цилиндрический бронекожух. В состав возимого боекомплекта входили 150 артвыстрелов и 3750 патронов для пулемета.

С 29 июня по 2 декабря 1937 года в связи с рекламациями на «Панары», поступившими из 6-го кирасирского полка, проводились длительные испытания серийной машины № 91688 (пробег составил почти 3500 км). В результате в конструкцию броневика были внесли изменения повысившие его надежность. В это же время фирма «Панар» получила от службы связи два заказа на бронированные машины под мощную радиостанцию ER-27 с дальностью действия до 150 км. Броневики предназначались для командных пунктов крупных соединений механизированной кавалерии и были изготовлены к началу 1939 года на базе бронемашины «Панар 178» с заменой башни неподвижной рубкой. К началу войны с Германией все 24 бронированные радиомашины находились в форте дИсси, где и были захвачены немцами.

С начала серийного производства до середины июня 1940 года было произведено 527 разведывательных бронеавтомобилей «Панар» 178. Весной 1940 года они приняли участие в боевых действиях в составе бронекавалерийских частей французской армии и немцы смогли на себе почувствовать их эффективность при грамотном использовании. «Панары» 178 могли успешно противостоять немецким бронеавтомобилям и танкам всех типов.

Но этого не случилось, более того большинство «Панаров» попало в руки к немцам в идеальном состоянии и под обозначением PzSpah 204 (f) активно использовались ими, более 200 машин поступили в полевые войска и части СС, а 43 были переделаны в бронедрезины. На последних установили немецкую радиостанцию и антенну рамочного типа. К 22 июня 1941 года на Восточном фронте имелось 190 бронемашин «Панар», 107 из которых к концу года были потеряны. По данным на июнь 1943 года в вермахте еще имелось 30 «Панаров» на Восточном фронте и 33 — на Западном. Кроме того часть машин к этому времени передали в полицейские части.

Французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое количество бронеавтомобилей этого типа, но при этом немцы потребовали демонтировать 25 мм пушки. Часть машин получила вместо пушки второй пулемет. Правда французы тайно начали производство башен с 25-мм и 47-мм пушками для оснащения «Панаров». В ноябре 1942 года при вторжении немцев в «свободную» зону (не оккупированный юг Франции) башни эти были уничтожены. Бронеавтомобили армии Виши немцы использовали для «поддержания порядка», а часть машин, не имевших башен в 1943 году вооружили 50-мм танковой пушкой KwK L/42, установленной за щитом.

В конце 1944 года некоторое количество «Панаров» имелось в частях 1-й французской армии и активно использовалось в боевых действиях. В начале 1945 года производство этих броневиков было возобновлено, а так как 25-мм пушка к тому времени уже устарела, на машину установили новую башню FL-1 вооруженную 47-мм пушкой SA 35 и пулеметом. Башня испытывалась еще в июне 1940 года, но в связи с капитуляцией Франции работы были прекращены. Новый бронеавтомобиль получил обозначение «Панар 178В» Эти машины использовались сначала во Франции а затем и в колониях.

В 1950 году большая партия бронема шин «Панар 178В» была отправлена в Индокитай, где более 50 из них в 1954 году прошли модернизацию. В 1960 году 15-й бронеэскадрон морской пехоты использовал «Панары» для подавления беспорядков в Джибути. Кроме того, эти броневики активно применялись в Алжире Марокко и Сирии.








Австралия:

© 2008 Bronetehnika.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!