Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1950 года.

 

ЧМ 1950 года - Чемпионаты Мира формулы-1

Решение о проведении чемпионатов мира по автогонкам в классе Формула 1 было принято FIA в 1949 году по инициативе делегата от Италии Антонио Бривио Сфорца.

Собственно класс Формула 1 появился еще двумя годами ранее под названием формула A и предусматривал рабочий объем атмосферных двигателей 4500 см3, а оснащенных компрессором — 1500 см3; требования эти позволяли принимать в гонках Формулы 1 автомобилям довоенной разработки, таким, как «Alfa-Romeo-158» или «Maserati-4CL», и первоначально имели срок действия до конца 1953 года.

Система начисления очков была прямо противоположна тем, что использовались в чемпионатах мира среди марок в 1925-1927 и чемпионатах Европы в 1935-1939, наследником которых, по сути и стал чемпионат в классе Формула 1: там использовалась система «штрафных» очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по новому регламенту очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке.

Чемпионом становился гонщик, набравший наибольшее количество очков. В зачет чемпионата шли четыре лучших результата из семи этапов, причем одним из них стала американская 500-мильная гонка в Индианаполисе — таким образом, FIA решила попытаться свести вместе европейский и американский автоспорт, пути, которых к тому времени уже успели несколько разойтись.

Первый чемпионат мира открылся 13 мая 1950 года гонкой на Гран- При Великобритании на трассе Сильверстоун. Неожиданностей она не преподнесла: заводская команда «Alfa-Romeo», со своими автомобилями модели «-158» доминировавшая на гоночных трассах в послевоенные годы, не сплоховала и здесь.

Три ее основных гонщика — Джузеппе Фарина, Хуан Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджоли — заняли первые три места на старте, а специально приглашенный британский гонщик Рег Парнелл дополнил первый ряд стартового поля. В гонке Парнелл, правда, не смог оказать сопротивления трем «Фа» и в итоге отстал от победителя на 52,0 с. Но стал он все же не четвертым, а третьим: Фанхио был вынужден сойти из-за поломки двигателя, и первым к финишу пришел Фарина, на 2,6 с опередивший Фаджоли. Остальные два места в зачетной пятерке достались гонщикам на французских «Talbot-Lago-T26C» — Иву Жиро-Кабанту и Луи Розье, — но они проиграли Фарине по два круга.

На следующем этапе — Гран При Монако 21 мая — уже на старте произошел большой завал, в результате которого из гонки сразу выбыло девять участников, в том числе Фарина и Фаджоли. В их отсутствие Фанхио, который, выиграв старт с поул-позиции, счастливо избежал всех коллизий, выиграл со средней скоростью 98,70 км/ч (эта гонка до сих пор остается самой медленной в истории чемпионатов мира). Второе место с кругом отставания занял итальянец Альберто Аскари, представлявший дебютировавшую здесь команду «Ferrari».

Третьим стал знаменитый гонщик довоенных лет Луи Широн на заводской «Maserati», четвертым — Раймон Соммер на «Ferrari» (их отставание от Фанхио составило уже два и три круга соответственно). Третьим этапом чемпионата официально считалась американская 500-мильная гонка в Индианаполисе. Но никто из основных участников чемпионата туда не приехал, и в Индианаполисе правили бал местные звезды. Гонку выиграл Джонни Парсонс, получив девять очков в зачет чемпионата мира.

Затем состоялся Гран-При Швейцарии, где трио гонщиков «Alfa-Romeo» снова царствовало на трассе. Уже привычно заняв первые три места в квалификации, а затем, справившись с прорвавшимся на старте вперед со второго ряда Аскари, Фанхио, Фарина и Фаджоли уносились все дальше и дальше от остальных, во главе которых шли Аскари и Виллорези на «Ferrari».

В итоге победил Фарина, Фаджоли стал вторым, отстав на 0,4 с, а вот Фанхио, как и в Сильверстоуне, не повезло: поломка двигателя. Сошли и оба гонщика «Ferrari», и третье место занял Розье. По итогам четырех этапов таблицу чемпионата возглавлял Фарина с 18 очками. У Фаджоли было 12, а у Фанхио — всего 9. Однако аргентинец не смирился с таким положением вещей и выиграл пятый этап, состоявшийся в Бельгии. Фаджоли вновь занял второе место, а третьим стал Розье.

Лидер чемпионата, стартовав с поул-позиции, финишировал лишь четвертым, испытывая проблемы с трансмиссией на последних кругах. Некоторую интригу в гонку внес Соммер на «Talbot», лидировавший пять кругов после того, как гонщики «Alfa-Romeo» посетили боксы для дозаправки. К несчастью, француз вынужден был прекратить борьбу: сгорел двигатель на его автомобиле. Шестой этап во Франции вновь окончился победой Фанхио, на счету которого здесь был и лучший круг.

Фаджоли в третий раз подряд финишировал вторым, а третье место занял Питер Уайтхед на новой «Ferrari-375» с атмосферным двигателем, дебютировавшей на прошлом этапе в Спа-Франкоршамп (он, однако, был частным гонщиком, а сама «Scuderia Ferrari» в Реймсе отсутствовала).

Что до Фарины, то он сначала шел первым, затем проблемы с подачей топлива отбросили его далеко назад. Джузеппе сумел прорезать пелотон и выйти на третье место, но лишь для того, чтобы вскоре сойти окончательно. После шести гонок в чемпионате сложилась следующая ситуация: Фанхио имел 26 очков, Фаджоли — 24, Фарина — 22. Только эти три гонщика могли оспаривать между собой титул чемпиона мира: у Розье на четвертом месте было только 10 очков.

Чемпионат заканчивался Гран-При Италии в Монце.

Во второй раз в сезоне в первый ряд стартового поля прорвался гонщик на автомобили иной марки, нежели «Alfa-Romeo»: первым был в Монако Хосе Фройлан Гонсалес на «Maserati», а в Монце Аскари за рулем «Ferrari» показал в квалификации второй результат. Со старта гонку возглавил Фарина, постоянно отбивавший атаки Аскари. Альберто даже сумел на два круга выйти вперед. Фанхио шел на третьем месте, показав лучший круг в гонке, но сошел на двадцать четвертом круге из-за поломки коробки передач. Тремя кругами раньше сошел и Аскари. Оба они продолжили гонку: Фанхио — на автомобиле Пьеро Таруффи, а Аскари — Дорино Серафини.

Но если Аскари удалось финишировать на втором месте, то Фанхио вскоре окончательно сошел: сгорел двигатель. Фарина выиграл гонку, опередив Аскари на 1 мин 18,6 с, и стал первым чемпионом мира в классе формула 1. Третьим, вслед за экипажем Аскари-Серафини, финишировал Фаджоли, однако к своему счету он ничего не прибавил — его 24 очка были получены за четыре вторых места — и, таким образом, стал третьим, имея общую сумму очков на одно больше, чем занявший второе место Фанхио. Зачета Кубка Конструкторов в те годы не существовало, но, если бы он проводился, то победителем стала бы с большим отрывом команда «Alfa-Romeo».

Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг. В зачет идут четыре лучших результата из семи гонок.

Гонщик Автомобиль Очки

Д. Фарина «Alfa-Romeo-158» 30
Х. М. Фанхио «Alfa-Romeo-158» 27
Л. Фаджоли «Alfa-Romeo-158» 24
Л. Розье «Talbot-Lago-T26C» 13
А. Аскари «Ferrari-375» 11
Д. Парсонс «Kurtis-Offenhauser» 9
Б. Холланд «Deidt-Offenhauser» 6
Б Бира «Maserati-4CLT/48» 5
Р. Парнелл «Alfa-Romeo-158», «Maserati-4CLT/48»«4
Л. Широн «Maserati-4CLT/48» 4
М. Роуз «Deidt-Offenhauser» 4
П. Уайтхед «Ferrari-375» 4

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!