Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1983 года.

 

ЧМ 1983 года - Чемпионаты Мира формулы-1

В 1983 году граунд-эффект в Формуле 1 был окончательно объявлен «вне закона». Чтобы компенсировать потерю большей части прижимающей силы, на автомобили начали ставить задние антикрылья устрашающих размеров. Параллельно шел рост мощности турбодвигателей, которые брали на вооружение все новые и новые команды. Перед началом сезона ATS перешла на использование моторов BMW, «Alfa-Romeo» начала изготавливать собственные турбодвигатели.

Затем, уже в ходе сезона, появились новые сочетания: «McLaren-Porsche», «Williams-Honda», «Lotus-Renault». Пять команд, оставшиеся верными двигателям «Ford», а также «Osella», перешедшая на прошлогодние безнаддувные «Alfa-Romeo», вряд ли могли рассчитывать на серьезные успехи. Также в сезоне 1983 года получили широкое распространение плановые пит-стопы с дозаправкой и сменой шин, введенные на Гран-При Австрии 1982 года командой «Brabham».

Сезон открылся гонкой в Бразилии. Действующий чемпион мира Кейо Росберг на «Williams-Ford» занял поул-позицию (1 мин 34,526 с) и лидировал в начале гонки, но во время дозаправки на пит-стопе его автомобиль внезапно загорелся. Пожар был быстро потушен, не успев причинить вреда ни гонщику, ни автомобилю. Росберг вернулся на трассу и финишировал вторым, отдав победу Нельсону Пике, однако был лишен заработанных шести очков за постороннюю помощь при возвращении в гонку: чтобы завести автомобиль, механикам пришлось расталкивать его. Третье место занял Ники Лауда, четвертое — Жак Лаффит, пятое — Патрик Тамбе, а замкнул шестерку Марк Зурер.

На положении первой шестерки дисквалификация Росберга никак не отразилась: обычного в таких случаях сдвига вверх на одну позицию не произошло. Гран-При Бразилии показал, что автомобили с атмосферными двигателями «Ford» все еще вполне конкурентоспособны, но даже в этом свете исход следующего этапа — Гран-При «США-Запад» в Лонг-Бич — выглядел совершенно невероятным. Джон Уотсон и Лауда в квалификации заняли 22 и 23 места, проиграв обладателю поул-позиции Тамбе 3,983 и 4,071 с соответственно, но смогли пробиться на лидирующие позиции и завершили гонку дублем.

Еще три места в первой шестерке заняли гонщики на автомобилях с двигателями «Ford» — Лаффит на «Williams» стал четвертым, Зурер на «Arrows» — пятым, Джонни Чекотто на «Theodore» — шестым, и лишь Рене Арну на третьем месте выступал на автомобиле с турбодвигателем. Европейские гонки сезона начались во Франции, и здесь «безнаддувные» резко сдали свои позиции: в первых рядах были «Renault» (Ален Прост стартовал с поул-позиции и выиграл гонку, а Эдди Чивер, бывший на старте вторым, финишировал третьим), «Brabham» (Пике стал вторым, что позволило ему вернуть себе лидерство в чемпионате) и «Ferrari» (Тамбе занял четвертое место).

На следующем этапе — Гран-При Сан-Марино — турбодвигатели вновь не оставили «Ford» никаких шансов на победу: поул-позицию занял Арну, а после его схода лидировал Рикардо Патрезе на «Brabham». Тамбе выиграл. Прост стал вторым, проиграв 48,781 с, а Арну — третьим, отстав на круг.

В Монако в четверг автомобили не удавалось как следует настроить, а в субботу пошел дождь. Трасса была мокрой и в воскресенье, и большинство стартовало на дождевых шинах. Поул-позицию занял Прост (1 мин 24,840 с), вторым был Арну (1 мин 25,182 с). Росберг стартовал только пятым, и к тому же на сликах.«Обув» автомобиль в слики оказался прав: дождь больше не пошел, трасса высохла, и, пока грозные соперники один за другим заезжали в боксы для замены шин, Росберг был уже далеко впереди: ставший вторым Пике проиграл ему 18,475 с. Следом финишировали Прост, Тамбе, Дэнни Салливэн и Мауро Бальди.

После гибели в прошлом году Жиля Вильнева на трассе Цольдер Гран-При Бельгии после тринадцатилетнего перерыва вернулся в Спа-Франкоршамп. Трасса была значительно реконструирована и пришлась по вкусу всем гонщикам. Андреа де Чезарис на «Alfa-Romeo», который был в квалификации третьим, довольно долго лидировал, но сошел на двадцать шестом круге из-за отказа двигателя. Прост унаследовал лидерство и выиграл, опередив Тамбе, Чивера и Пике. В Детройте Уотсон смог финишировать третьим, но первые два места также были заняты гонщиками на автомобилях с двигателями «Ford»: выиграл Микеле Альборето на «Tyrrell», а вторым стал Росберг.

Гран-При Канады. В Монреале Арну занял поул-позицию и победил, опередив Чивера и Тамбе. В квалификации перед девятым этапом в Великобритании первый ряд на старте заняли гонщики «Ferrari» на новых «-126C3» (Арну впереди Тамбе), но гонка обернулась для них полным провалом: на автомобили были установлены слишком маленькие антикрылья, и прижимающей силы явно не хватало. Более того, стали изнашиваться шины, а после их замены в боксах Тамбе стал только третьим, а Арну — пятым.

Выиграл же в Сильверстоуне Прост, а Пике занял второе место. Четвертым стал Мэнселл, впервые стартовавший с двигателем «Renault» с восемнадцатой позиции и своим прорывом вперед немало порадовавший британскую публику. В этой же гонке дебютировала команда «Spirit», с которой фирма «Honda» вернулась в Формулу 1 после пятнадцатилетнего перерыва.

В Хоккенхайме первый ряд стартового поля снова оказался занятым представителями «Ferrari». Несмотря на то, что первое место принадлежало Тамбе, Арну выиграл старт и не пропускал вперед своего товарища по команде. Для Тамбе гонка окончилась на двенадцатом круге из-за поломки двигателя, и Арну спокойно одержал вторую в сезоне победу. На второе место после схода Тамбе вышел Пике, тоже долго на нем не продержавшийся — загорелся двигатель. В итоге вторым стал де Чезарис, отставший на 1 мин 10,652 с, а третьим — Патрезе (+ 1 мин 44,093 с).

Прост финишировал четвертым, испытывая проблемы с коробкой передач. Гонщики на автомобилях с атмосферными двигателями на скоростной трассе не могли претендовать на многое: Уотсон стал пятым, Лаффит — шестым. Арну был снова в превосходной форме в Австрии, и лишь с большим трудом Просту удалось его обогнать за шесть кругов до финиша. В Нидерландах Прост и Пике столкнулись и оба выбыли из гонки, что, конечно, было на руку Арну, который после схода фаворитов без особых проблем выиграл, стартовав только с десятого места и опередив в чемпионате Пике. Тамбе стал вторым, Уотсон — третьим, а Дерек Уорвик — четвертым.

В этой же гонке Лауда впервые вывел на старт «McLaren-MP4/1E» с двигателем «Porsche». Гран-При Италии повысил напряженность борьбы за чемпионский титул: Прост сошел из-за проблем с турбонаддувом, Пике победил и теперь отставал от Проста на пять очков, а ставший вторым Арну — всего на два. На Гран-При Европы, прошедшем в Брандс Хэтч, Пике, выиграв гонку, еще более приблизился к Просту, ставшему вторым. Арну финишировал только девятым, проиграв Пике круг. Третье место в гонке занял Мэнселл (уже на «Lotus-Renault»), четвертое — де Чезарис, а два «Toleman» — Уорвика и Бруно Джакомелли — замкнули шестерку.

15 октября на Гран-При ЮАР Арну сошел уже на десятом круге из-за отказа двигателя, и борьба развернулась между Простом и Пике, которые шли соответственно третьим и вторым. На тридцать шестом круге на машине Проста отказал турбокомпрессор, и француз сошел. Пике же под конец гонки сбавил темп и финишировал третьим. Лауда лидировал практически до самого финиша, но был вынужден прекратить борьбу из-за проблем с электросистемой (в итоговом протоколе он значился одиннадцатым), и гонку выиграл Патрезе. Команда «Williams» впервые использовала турбодвигатели «Honda», и Росберг стал пятым. Чивер занял шестое место и догнал Уотсона в личном зачете.

Кубок Конструкторов второй год подряд достался команде «Ferrari». Уже после окончания чемпионата были опубликованы результаты проб топлива из автомобилей участников. Октановое число топлива из автомобиля Пике составило 102,72 вместо максимально разрешенных 102,00. Пике грозила дисквалификация, однако хозяин команды «Brabham» Берни Экклстоун приобрел к тому времени такую власть, будучи одновременно главой FOCA, что смог замять скандал без особого труда, и результаты чемпионата остались без изменений.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов

Гонщик Автомобиль Очки

Н. Пике «Brabham-BMW-BT52» 59
А. Прост «Renault-RE40» 57
Р. Арну «Ferrari-126C3» 49
П. Тамбе «Ferrari-126C3» 40
К. Росберг «Williams-Ford-FW08C» 27
Д. Уотсон «McLaren-Ford-MP4/1C» 22
Э. Чивер «Renault-RE40» 22
А. де Чезарис «Alfa-Romeo-183T» 15
Р. Патрезе «Brabham-BMW-BT52» 13
Н. Лауда «McLaren-Ford-MP4/1C» 12

Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!