Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1973 года.

 

ЧМ 1973 года - Чемпионаты Мира формулы-1

В «Tyrrell» чехарда с использованием в гонках все новых и новых моделей шасси, которая во многом и стала причиной поражения Стюарта, наконец завершилась: в 1973 году Джекки и его постоянному напарнику Франсуа Северу предстояли стартовать только на «-005» и «-006».«McLaren» — готовила к чемпионату-73 совершенно новую модель «-M23» конструкции Гордона Коппака.

Сезон стартовал в Аргентине. Совершенно неожиданно квалификацию выиграл Джанклаудио Регаццони за рулем BRM, на 0,3 с опередив Фиттипальди. В гонке швейцарский пилот отбивал все атаки более быстрых пилотов «Lotus» и «Tyrrell» до двадцать девятого круга, а финишировал в конце концов лишь седьмым. Гран-При Бразилии, впервые состоявшийся в 1972 году, но не входивший тогда в число этапов чемпионата мира. Фиттипальди был на высоте и здесь: стартовав со второй позиции (первую оккупировал Петерсон), он выиграл старт у шведа и был первым и на финише. Вторым стал Стюарт, третьим — Хьюм.

На третьем этапе — Гран-При ЮАР — состоялся дебют нового автомобиля «McLaren-Ford-M23». Хьюм выиграл на нем квалификацию (как ни странно, но это была единственная в его карьере поул-позиция). На третьем круге местный гонщик Дэйв Чарльтон столкнулся с пилотом «Surtees» Майклом Хэйлвудом, а в автомобиль Хэйлвуда тут же врезался BRM Регаццони, от этого загоревшийся. Джанклаудио не мог вылезти из кокпита, и только мужество Хэйлвуда, вытащившего швейцарца из огня, спасло ему жизнь. Тем временем лидером гонки стал Джоди Шектер, но всего на два круга, после чего его обошел Стюарт, который в итоге и выиграл после крайне неудачно проведенной квалификации, где был всего лишь шестнадцатым.

Хьюм со своей поул-позиции опустился на пятое место, а замкнул шестерку американец Джордж Фолльмер, представлявший дебютировавшую здесь команду «Shadow». Четвертый этап прошел в Испании. Победу в Монтжуих Парке праздновал Фиттипальди, выигравший у Севера 42,7 с, а у Фолльмера — почти круг (1 мин 13,1 с). Гран-При Бельгии. Старая трасса Спа-Франкоршамп уже второй год подряд не принимала гонку, так как была признана слишком опасной. Но, как оказалось, новая трасса Цольдер вполне могла в этом с ней поспорить: из-за низкого качества покрытия на тренировках произошло несколько серьезных аварий.

Гонка все-таки состоялась и завершилась победным дублем команды «Tyrrell» — Стюарт более полуминуты выиграл у Севера. Фиттипальди стал только третьим. Вслед за ним финишировали: Андреа де Адамич на «Brabham» полузаводской команды «Ceramica Pagnossin», тогда еще никому не известный австриец Ники Лауда, с трудом нашедший себе место в команде BRM, и Крис Амон, взявший единственное очко для итальянской команды «Martini».

Возглавил гонку в Монако Петерсон, однако уже на восьмом круге пропустил вперед Стюарта и Фиттипальди. Эта расстановка сил сохранилась до финиша, где Фиттипальди проиграл Стюарту только 1,3 с. Петерсон, не сумев поддержать темп фаворитов, проиграл им круг. На этом же этапе состоялся дебют команды английского аристократа лорда Александра Хескета, которую на модернизированном Харви Постлтуэйтом «March-Ford-731» представлял Джеймс Хант, финишировавший девятым.

Помимо Бразилии, в 1973 году Гран-При чемпионата мира впервые приняла Швеция. На трассе Андерсторп поул-позицию занял местный кумир Петерсон, который с самого старта стал лидером. Все шло к исторической победе шведского пилота в первом Гран-При Швеции, но на предпоследнем круге Хьюм вышел вперед и выиграл. Третье место занял Север, четвертое — Карлос Ройтеманн («Brabham»), а Стюарт стал лишь пятым, испытывая проблемы с тормозами. Шестое место занял Икс на «Ferrari».

Во Франции, на восьмом этапе чемпионата, лидировал Шектер, но когда его на сорок втором круге попытался обогнать Фиттипальди, то Джоди, не раздумывая, пошел на столкновение. В итоге оба они выбыли из гонки, а Петерсон одержал свою первую победу. Север стал вторым, затем плотной парой финишировали Ройтеманн и Стюарт.

14 июля в Сильверстоуне состоялся Гран-При Великобритании. В конце первого круга в Вудкот произошел «завал», инициатором которого выступил все тот же Шектер. Гонка была остановлена, а после повторного старта впереди оказался Петерсон. Шедшие за ним Лауда и Стюарт быстро отстали, открыв дорогу Ревсону и Фиттипальди, которые понемногу приближались к лидировавшему шведу. За тридцать кругов до финиша Фиттипальди сошел из-за поломки трансмиссии, а Ревсон обогнал Петерсона, который, в свою очередь, немедленно подвергся яростным атакам Хьюма и Ханта, но сумел отстоять позицию. Первая четверка финишировала в интервале 3,4 с, а вот ставший пятым Север отстал уже на 36,6.

Десятый этап в Нидерландах был трагическим. Роджер Уильямсон, проводивший свою вторую гонку за рулем «March», не справился с управлением и врезался в отбойник. Его автомобиль загорелся, но пожарные, на глазах которых произошла авария, ничего не предприняли, и единственным, кто попытался спасти Уильямсона, был Дэвид Перли. Его одинокие усилия все же остались тщетными, и Уильямсон погиб. Несмотря на возражения многих участников, гонка была продолжена и завершилась победой Стюарта, который побил теперь рекорд Джима Кларка по количеству побед, и вторым местом Севера. Хант стал третьим.

Еще один победный дубль команда «Tyrrell» отпраздновала в Германии. Третьим стал Икс на «McLaren» (почему на «McLaren» — об этом чуть ниже), четвертым — Карлос Пасе на «Surtees», показавший к тому же лучший круг, пятым — Уилсон Фиттипальди. В течение всего сезона команда «Ferrari» терпела поражение за поражением, особенно после введения в строй в Испании новой модели. Поэтому итальянская команда пропустила Гран-При Нидерландов и Германии для модернизации автомобилей, и на Остеррайхринге дебютировала модернизированная версия «-312B3», в которой уже угадывались характерные черты, ставшие со следующего сезона символом новой победной эры в истории «Ferrari».

Победу же одержал Петерсон, опередив Стюарта и Пасе. Ронни лидировал вначале, затем пропустил вперед Фиттипальди, подчиняясь приказу команды, но Фиттипальди опять сошел — сгорел двигатель, — и его отставание от Стюарта увеличилось до 24 очков — 42 против 66. Второе место занимал Север с 45 очками, четвертым был Петерсон (34).

Гран-При Италии окончился третьей в сезоне победой Петерсона. На этот раз он не пропустил Фиттипальди вперед, что послужило причиной ухода бразильца в «McLaren» после окончания сезона — он стал вторым с отставанием 0,8 с, — а Стюарт финишировал четвертым, совершив великолепный прорыв с двадцатого места после вынужденного заезда в боксы, и досрочно выиграл чемпионат. Победитель Кубка Конструкторов не был еще определен — в Монце «Lotus» отыграл у «Tyrrell» разом шесть очков.

Четырнадцатый этап, проведенный в Канаде, окончился весьма неожиданно. На тридцать третьем круге произошло столкновение Севера и Шектера, причем Шектер был инициатором аварии. После столкновения участок трассы, где оно произошло, оказался залит маслом и усыпан обломками. Пока трассу очищали, гонка была приостановлена. В довершение всего в подсчете пройденных гонщиками кругов была сделана ошибка. Из-за массовых пит-стопов, вызванных проливным дождем, невозможным стало даже определить лидера (на это место претендовали и Хоуден Гэнли на ISO, и Фиттипальди), и победитель — а им стал Ревсон — был определен после четырехчасового заседания судейской комиссии.

Второе место досталось Фиттипальди, третье — Джекки Оливеру на «Shadow», четвертое — Жану-Пьеру Бельтуазу на BRM, а пятое — Стюарту. Претензии Гэнли на победу в итоге превратились в шестое место. Стюарт приехал в США с твердым намерением выиграть свой сотый Гран-При, после которого, как он объявил, он покидает гонки. Но в квалификации погиб его товарищ по команде Север, и Стюарт отказался выйти на старт. С его уходом в истории формулы 1 завершилась целая эпоха. Победу в гонке одержал Петерсон, принеся «Lotus» Кубок Конструкторов, а вторым стал Хант.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок и шесть — из следующих семи.

Гонщик Автомобиль Очки

Д. Стюарт «Tyrrell-Ford-006» 71
Э. Фиттипальди «Lotus-Ford-72E» 55
Р. Петерсон «Lotus-Ford-72E» 52
Ф. Север «Tyrrell-Ford-006» 47
П. Ревсон «McLaren-Ford-M23» 38
Д. Хьюм «McLaren-Ford-M23» 26
К. Ройтеманн «Brabham-Ford-BT42» 16
Д. Хант «March-Ford-731» 14
Д. Икс «Ferrari-312B3», «McLaren-Ford-M23», ISO-Ford-IR01 12
Ж.-П. Бельтуаз BRM-P160C 9

Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок и шесть — из следующих семи.

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!