Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1958 года.

 

ЧМ 1958 года - Чемпионаты Мира формулы-1

1958 год ознаменовал собой кардинальные изменения в Формуле 1. Основное требование прежнего регламента — ограничение рабочего объема двигателей 2500 см3 — было сохранено, но в качестве топлива должен был теперь использоваться авиационный бензин («av-gas»). Такое решение было принято FIA под давлением нефтяных компаний, оказывавших финансовую поддержку.

Минимальная дистанция гонки теперь стала составлять 300 км (вместо 500 км ранее), а максимальное время гонки — два часа вместо трех. Был положен конец и смене машин в ходе гонки. Еще одним нововведением стал зачет марок — так называемый Кубок Конструкторов. Маэстро Хуан Мануэль Фанхио, став пятикратным чемпионом мира, провел в 1958 году всего две гонки, после чего ушел из гонок.

Недолго задержалась там и его бывшая команда «Maserati», также покинувшая Формулу 1: автомобили «Maserati-250F» остались разве что в руках частных команд.«Итальянский период» кончился еще в последних гонках сезона-57, когда вперед выдвинулись английские «конюшни», из которых фаворитом являлась «Vanwall». Единственной командой, которая могла составить им конкуренцию, была «Ferrari», отказавшаяся наконец от устаревшей модели на основе «Lancia» и разработавшая новую «-246».

Сезон открылся 19 января гонкой в Аргентине в отсутствие «Vanwall» и BRM, занимавшихся настройкой своих двигателей под новое топливо. Гонка, казалось, должна была превратиться в демонстрацию господства «Ferrari» (три участника) и «Maserati» (шесть автомобилей частных команд), ведь, кроме них, на старт вышел лишь один «Cooper» Роба Уокера, за рулем которого сидел Стирлинг Мосс. Гонка окончилась совершенно неожиданно: пока проигравший старт Фанхио догонял уехавших вперед Бера и Хоуторна, Мосс также предпринял прорыв вперед, а на тридцать пятом круге обогнал и лидировавшего к тому времени Фанхио!

До самого финиша Стирлинг шел первым, хотя финишировавший вторым Луиджи Муссо отстал лишь на 2,7 с. Хоуторн пришел к финишу третьим, Фанхио — четвертым, добавив к этим трем очкам еще одно за лучший круг, а Бера стал пятым. В Монако состоялся дебют усовершенствованной модели «Vanwall». Первым на финише снова оказался «Cooper» Уокера, теперь уже с Морисом Тринтиньяном за рулем. Муссо опять стал вторым и неожиданно вышел на первое место в личном зачете. Третьим финишировал Питер Коллинз, четвертым — Джек Брэбхэм, который в прошлом году потерял здесь третье место. Здесь же состоялся дебют новой английской команды «Lotus» в составе Грэхема Хилла (сход) и Клиффа Эллисона (шестое и последнее место на финише с отставанием в тринадцать кругов).

Первые две гонки еще не давали возможности говорить о безоговорочном превосходстве British racing green, и лишь третья — Гран-При Нидерландов — наконец показала, кто теперь есть кто в чемпионатах мира: Льюис-Эванс, Мосс и Брукс заняли весь первый ряд на старте, затем Мосс провел впереди все семьдесят пять кругов гонки, один из которых стал самым быстрым.

После «Indy-500», считавшейся четвертым этапом чемпионата и, естественно, не оказавшей никакого влияния на борьбу Великобритании и Италии, следующим в календаре стоял Гран-При Бельгии. Первые четыре круга гонки борьбу за лидерство вели Брукс и Коллинз; конец схватке положил перегревшийся мотор на «Ferrari», после чего Брукс спокойно довел гонку до победы. Хоуторну, выигравшему квалификацию, досталось лишь второе место и очко за лучший круг. Неудачник Зандвоорта Льюис-Эванс стал третьим, а Эллисон на четвертом месте принес «Lotus» первые три очка в истории команды.

В Реймсе, где прошел Гран-При Франции, Хоуторн одержал единственную победу в сезоне, что, однако, не помогло ему стать лидером чемпионата, так как Мосс был на финише вторым. Третье место занял Вольфганг фон Трипс на «Ferrari», а четвертое — Фанхио, который провел здесь свою последнюю гонку формулы 1. Во время Гран-При Франции погиб Муссо, и с этого момента смертельные аварии в чемпионате стали повторяться с ужасающей регулярностью.

В Великобритании «Ferrari» одержала еще одну победу: на этот раз выиграл Коллинз, стартовавший шестым. Хоуторн стал вторым и, поскольку обладатель поул-позиции Мосс до финиша не добрался из-за проблем с двигателем, вышел вперед в личном зачете чемпионата. Коллинз погиб во время Гран-При Германии: пытаясь оторваться от наседавшего сзади Брукса, Питер не справился с управлением и вылетел с трассы. Брукс выиграл, опередив Сальвадори, Тринтиньяна и фон Трипса. Мосс сошел на четвертом круге, будучи лидером гонки — отказала система зажигания.

В 1958 году впервые формулу 1 приняла Португалия. В квалификации на трассе, проходившей прямо по улицам Порту, лучшим был Мосс (2 мин 34,21 с), всего на 0,05 с опередивший Хоуторна; третьим на старте стоял Льюис-Эванс. Со старта лидировал Мосс, пока его на втором круге не обошел Хоуторн. Впрочем, уже на восьмом круге Мосс снова вышел вперед и уже не отдавал лидерства до самого финиша.

На Гран-При Италии гонщики «Vanwall» заняли три места из четырех в первом стартовом ряду. Скоростная трасса, впрочем, как и во Франции и Великобритании, дала возможность более мощным «Ferrari» побороться за лидерство. На шестьдесят первом круге Брукс разделался и с Хоуторном и выиграл гонку, что сделало «Vanwall» победителем Кубка Конструкторов. Хоуторн сумел доехать вторым.

Заключительный, одиннадцатый, этап состоялся в Марокко — единственный раз эта гонка входила в зачет чемпионата мира. Здесь Мосс выполнил задачу-максимум, выиграв и проехав в гонке лучший круг, но Хоуторн, хоть и пришел на финиш почти на полторы минуты позже Мосса, был вторым и стал чемпионом с преимуществом всего в одно очко. Если бы Мосс не вмешался в разбирательство в Португалии, то чемпионом был бы он.

Команда «Vanwall» проиграла чемпионат, и для нее этот день был поистине черным: Льюис-Эванс, хорошо показавший себя в формуле 1, попал в тяжелую аварию на сорок втором круге и вскоре скончался от ожогов. Из-за этой смертельной аварии, а также из-за того, что цель владельца команды Гая Энтони Вандервелла — победить «эти проклятые красные машины», пусть даже и в Кубке Конструкторов — была наконец достигнута, в начале января 1959 года было объявлено об уходе команды из формулы 1.

И хотя автомобили «Vanwall» продолжали эпизодически появляться на гоночных трассах до 1961 года, выглядели они очень слабо, и о новых победах не было и речи. Так, трагически и противоречиво, закончился сезон-58. Титул чемпиона достался гонщику «Ferrari», но, очевидно, лишь благодаря вечным неудачам Мосса и его же благородному поступку в Португалии.

На фоне борьбы двух англичан две победы «Cooper» в начале сезона как-то забылись, и мало кто предполагал, что эти чуть ли не самодельные и казавшиеся несерьезными и игрушечными автомобильчики уже в следующем году станут реальной силой, бороться с которой будет очень и очень трудно.

Личный зачет:
Система начисления очков: : 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.

Гонщик Автомобиль Очки

М. Хоуторн «Ferrari-246» 42
С. Мосс «Vanwall-VW»,«Cooper-Climax-T43» 41
Т. Брукс «Vanwall-VW» 24
Р. Сальвадори «Cooper-Climax-T45» 15
П. Коллинз «Ferrari-246» 14
Г. Шелл BRM-P25 14
М. Тринтиньян «Cooper-Climax-T45» 12
Л. Муссо «Ferrari-246» 12
С. Льюис-Эванс «Vanwall-VW» 11
Ф. Хилл «Ferrari-246» 9
Ж. Бера BRM-P25, «Maserati-250F» 9
В. фон Трипс «Ferrari-246» 9

Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!