Чемпионаты Мира формулы-1.

 


ЧМ 1961 года.

 

ЧМ 1961 года - Чемпионаты Мира формулы-1

1961 стал первым годом новой Формулы 1, главным отличием которой стало ограничение рабочего объема двигателей 1500 см3. Команда «Ferrari», пожертвовав прошедшим сезоном, подготовила к 1961 году заднемоторную модель «-156», оснащенную совершенно новым двигателем V6, мощность которого достигала 180, а позже — и 190 л. с.

Британские же производители двигателей — BRM и «Coventry Climax» — не успели подготовить новые двигатели к началу сезона. Единственным, подходившим под новые требования, был двигатель «Coventry Climax-FPF» формулы 2, разработанный еще в 1957 году и проигрывавший «Ferrari» по мощности как минимум 30 л. с.

Впрочем, первая гонка сезона в Монако прошла под знаком господства Стирлинга Мосса на «Lotus-18» команды Роба Уокера: медленная трасса со множеством замысловатых поворотов предъявляла основные требования не к мощности двигателей, а к управляемости автомобилей (в чем «Lotus-18» практически не было равных) и мастерству гонщиков (в наличии такового у Мосса, естественно, никто не сомневался).

Поэтому Мосс, выиграв сначала поул-позицию и в начале гонки пропустив вперед Ричи Джинтера на «Ferrari», вновь вышел в лидеры на четырнадцатом круге и сохранял свое первое место до самого финиша. Джинтер, разделивший в этой гонке лучшее время круга с Моссом, отстал на 3,6 с, а Фил Хилл, также на «Ferrari» — на 41,3. Четвертым был квалифицирован еще один гонщик «Ferrari» Вольфганг фон Трипс, но он не финишировал, попав в аварию на предпоследнем круге.

Второй этап чемпионата состоялся в Нидерландах, и здесь преимущество «Ferrari» было очевидным: первый ряд на старте (Хилл и фон Трипс — 1 мин 35,7 с, Джинтер — 1 мин 35,9 с), семьдесят пять кругов лидерства фон Трипса и победный дубль (Хилл отстал на 0,9 с). За третью позицию боролись Джим Кларк на «Lotus» заводской команды и Грэхем Хилл на BRM.

Для Хилла эта борьба окончилась вылетом с трассы и только восьмым местом на финише. Мосс, с трудом выдерживая давление со стороны Джинтера, смог-таки финишировать четвертым, а замкнул шестерку действующий чемпион Джек Брэбхэм на «Cooper». Любопытно, что все стартовавшие в этой гонке добрались до финиша — единственный раз в истории формулы 1!

Все свое могущество команда «Ferrari» смогла показать на третьем этапе в Бельгии, где четыре гонщика на «-156» заняли первые четыре места: Ф. Хилл, фон Трипс (+0,7 с) и Джинтер (+19,5 с), а также присоединившийся в этой гонке к команде Оливье Жандебьен, чья машина была окрашена в национальный бельгийский гоночный цвет — желтый. Лучшим же гонщиком на британском автомобиле стал Джон Сертиз, финишировавший пятым и проигравший Хиллу почти полторы минуты.

По итогам трех гонок лидером чемпионата был Ф. Хилл, имевший 19 очков согласно новой системе (за победу теперь начислялось девять очков); 18 имел фон Трипс. Мосс и Джинтер делили между собой третье и четвертое места с 12 очками каждый.2 июля в Реймсе состоялся Гран-При Франции. В третий раз подряд первые три места на старте оккупировали гонщики «Ferrari»: Хилл, фон Трипс и Джинтер.

Со старта они уже привычно ушли вперед, вслед за ними пристроился Мосс, а затем шла плотная группа, в составе которой были: Кларк и Иннес Айрленд, Г. Хилл, Иоаким Бонньер, Дэн Герни, Брюс Мак-Ларен и Джанкарло Багетти. Последний, проводивший свою первую гонку формулы 1 на «Ferrari-156», принадлежавшей итальянской «Federazione Italiane Scuderie Automobilistiche» (FISA), смог, используя преимущество двигателя, выйти на пятое место.

Лидером совершенно неожиданно для всех, а в первую очередь — для себя, оказался Багетти. Однако его преследовали буквально по пятам и искали возможности для обгона два пилота «Porsche» — Герни и Бонньер. Герни отстал всего на 0,1 с, а Кларк (третий) — уже на 1 мин 01,1 с. Ввиду необычности своих результатов гонка не повлияла на положение лидеров чемпионата. Багетти и Герни делили теперь 5-6 места с 9 очками каждый.

Гран-При Великобритании вновь окончился победой «красных»: фон Трипс одержал замечательную победу, под дождем выиграв у Хилла 46,0 с, а третьим стал Джинтер (+46,8 с). Мосс некоторое время оказывал им достойную конкуренцию, но сошел на сорок пятом круге из-за отказа тормозов. Попытка продолжить гонку на полноприводном автомобиле «Ferguson-Climax-P99» также не имела успеха — смена машин во время гонки уже была объявлена «вне закона», и Мосс был дисквалифицирован. Свой лучший результат в сезоне показал Брэбхэм, став четвертым.

Эта гонка принесла «Ferrari» первый Кубок Конструкторов — на ее счету было 38 очков, в то время как у «Lotus» — только 16. Даже если бы гонщики «Lotus» и выиграли три оставшиеся этапа, у «Ferrari» все равно было бы на два очка больше. Гран-При Германии 1961 года был сотым этапом чемпионатов мира (считая 500-мильные гонки в Индианаполисе в 1950-1960). Схватка завершилась в пользу фон Трипса, имевшего теперь 33 очка против 29 у Ф. Хилла. Мосс вернул себе третье место в чемпионате (21 очко), опередив Джинтера (16). 11 очков было у Кларка, а по 9 — у Багетти и Герни.

От седьмого этапа — Гран-При Италии — ждали решающей схватки за титул чемпиона между Ф. Хиллом и фон Трипсом. Но уже на втором круге гонки произошла трагедия: из-за столкновения фон Трипса с Кларком погибли четырнадцать зрителей и сам фон Трипс. Еще более двадцати человек было ранено. Виновником происшедшего посчитали Кларка. Его уже разыскивала полиция, и только срочный вылет в Великобританию спас Кларка от ареста и суда.

С гибелью своего основного соперника Ф. Хилл стал чемпионом мира, так как теперь, выиграв гонку, он имел 34 очка — на одно больше, чем фон Трипс, а Мосс очков в Монце не получил и не мог претендовать на большее, чем третье место в чемпионате: новый 8-цилиндровый двигатель «Coventry Climax-FMWV», развивавший, как и «Ferrari», 190 л. с., появился слишком поздно. Вторым в Монце финишировал Герни, третьим — Мак-Ларен, а четвертым — Джек Льюис на частном «Cooper».

В третий раз за три года Гран-При США проводился на новой трассе, на этот раз в Уоткинс Глен в штате Нью-Йорк. «Ferrari» в знак траура не принимала участия в гонке. В этих условиях за победу сражались Брэбхэм и Мосс. Когда оба почти одновременно сошли (на пятьдесят восьмом круге остановился с перегревшимся двигателем Брэбхэм, а кругом позже отказал мотор у Мосса), лидерство перехватил и выиграл гонку Айрленд. Это была первая победа заводской команды «Lotus» в формуле 1. Второе место занял Герни. Тони Брукс, проводивший свою последнюю гонку формулы 1, стал третьим, а его товарищ по команде BRM  Г. Хилл занял пятое место.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

Ф. Хилл «Ferrari-156» 34
В. фон Трипс «Ferrari-156» 33
С. Мосс «Lotus-Climax-18» 21
Д. Герни «Porsche-718» 21
Р. Джинтер «Ferrari-156» 16
И. Айрленд «Lotus-Climax-21» 12
Д. Кларк «Lotus-Climax-21» 11
Б. Мак-Ларен «Cooper-Climax-T55» 11
Д. Багетти «Ferrari-156» 9
Т. Брукс BRM-Climax-P48/57 6

Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!