Гран При.

 


Бельгии.

 

Бельгии - Гран При

История трассы.

Бельгия, бывшая страной-пионером в деле проведения кольцевых гонок в Европе (Арденский Приз 1902 года), организовала розыгрыш своего первого национального Grand Prix в 1925 году на трассе под городком Спа, известного своими минеральными водами. Трасса создана Жюлем де Тьером на базе общественных дорог среди живописных холмов Арден к югу от Франкоршам. Это одна из самых больших трасс. Ее природная красота сочетается с непредсказуемыми изменениями погоды, вследствие чего трасса время от времени «смачивается».

Связанные с этим проблемы безопасности привели к полному прекращению пользования этой трассой, однако в 1978 году был построен новый участок. Новая, более короткая, трасса встретила общее одобрение и это означает, что «L’Eau Rounge», часто считающийся самым большим поворотом на гоночных трассах, снова будет «участвовать» в мировых чемпионатах. С 1950 года бельгийский этап стал почти непременным участником Grand Prix World Championship.

Вплоть до 1970 года он проходил в Спа, но затем, пока эта трасса реконструировалась и боролась с экономическими трудностями, Grand Prix de Belgique разыгрывался в Цольдере и Нивелль. В 1983 году «омоложенная» и укоротившаяся Спа-Франкоршамп вновь приняла состязания чемпионата мира и, оттеснив Цольдер, стала единственным местом борьбы за Большой Приз Бельгии.

Трассы Бельгии.

1. Nivelles-Baulers.
Построенная в 30 км южнее Брюсселя, трасса лишь два раза (в 1972 и в 1974 гг.) становилась местом проведения гонок чемпионатов мира и оба раз успех на ней сопутствовал Эмерсону Фиттипальди. Нивелль в плане напоминал старый Зелтвег. Длинная прямая «старт-финиш», заканчивавшаяся пологим, 60-градусным поворотом, переходящим в следующую прямую, позволяла развивать достаточно высокие скорости.

Однако 120-градусный поворот в конце «грушевидной» части трассы и 180-градусный малого радиуса перед выездом на финишную прямую существенно снижали среднюю скорость прохождения круга. Трасса, как и Зелтвег-1, была технически малоинтересной, что в немалой степени способствовало ее банкротству в октябре 1977 года.

Длина круга — 3723 м
Рекорд трассы — 1:11,31 = 187,95 км в час (Дэнис Хальм на McLaren M23 -Cosworth, 1974 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, — 182,38 км в час (Эмерсон Фиттипальди на Lotus 72D-Cosworth, 1972 год).

2. Spa-Francorchamps.
Созданная Жюлем де Трие, трасса Спа-Франкоршамп, расположенная в 40 км восточнее Льежа, вступила в действие в 1921 году.

Тремя годами позже на Спа началось проведение 24-часовых гонок, которые представляют для нас интерес только тем, что дважды в них добивались успеха россияне — в 1928 году Борис Ивановский, а в 31-м князь Дмитрий Георгадзе (первый в стартовом листе был заявлен как представитель Франции, а второй — как представитель несуществующей тогда России). В 1925 году в Спа прошел розыгрыш первого Grand Prix de Belgique, закончившийся победой Аскари-старшего на Alfa-Romeo P2, а 18 июня 1950 года трасса впервые приняла этап Grand Prix World Championship.

C 1950 по 1970 гг., а также с 1985 и по наши дни кольцо, проложенное среди лесистых холмов предгорий Арденн и Франкорскими полями, являлось и является монополистом в области проведения бельгийского этапа чемпионатов мира. Долгое время (1921 — 1978 гг.) трасса Спа-Франкоршамп представляла в плане подобие треугольника, образованного тремя дорогами общего пользования, между которыми были проложены соединительные участки.

Длина круга за эти годы неоднократно менялась и равнялась:
14980 м — в 1925 году
14861 м — в 1930-1933 гг.
14948 м — в 1934-1937 гг.
14578 м — в 1939-1956 гг.
14177 м — в 1957 году
14096 м — в 1958-1978 гг.

Перепад высот между самой высокой и самой низкой отметками кольца составлял 180 метров. Самый большой прямой отрезок дистанции длиной около 3 км находился на участке между 5-м и 8-м километрами (участок Мальмеди — Ставело). Он располагался на 2-процентном спуске. Самым трудным участком трассы являлся (и является) северный, 120-градусный поворот La Source, к которому ведет затяжной, длиной более 2 км подъем, а за ним следует крутой (почти на 40 м) спуск к линии «старт-финиш».

Большинство остальных поворотов имело большие радиусы и профилированные виражи, что позволяло развивать на них высокие скорости (рекорд старой трассы — 3:27,4 = 244,68 км в час — установил Крис Эмон на March 701-Cosworth в 1970 году). В 1979 году была закончена коренная реконструкция трассы и через 4 года она вновь принимала участников мирового первенства. Новый Франкоршамп укоротился до 6949 м — теперь в районе Мальмеди дорога делала 180-градусный поворот и шла на север к Спа. После серии 90-градусных поворотов новая трасса соединялась со старой в районе Бьяншимона (Bianchimont).

В течение 1980 — 1994 гг. кольцо несколько раз реконструировалось — переносилось место старта, появились объезды Bus Stop и Eau Rouge Chicane. Длина Спа несколько раз менялась, и вконец запутавшиеся в ее размерах владельцы трассы вынуждены были в 1986 году призвать для уточнения размера круга специальную комиссию Королевского клуба Бельгии. Несмотря на то, что трасса стала более сложной, это не отразилось на ее «скоростном» характере — средние скорости победителей по-прежнему превышают в сухую погоду 200-километровую отметку.

Длина круга — 6974
Рекорд трассы — 1:51,095 = 225,98 км в час (Ален Прост на Williams FW15C -Renault, 1993 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, — 217,80 км в час (Дэймон Хилл на Williams FW15C-Renault, 1993 год).

3. Zolder.
Трасса Цольдер, расположенная среди лесов Фландрии, в 56 км восточнее Брюсселя, была открыта в 1965 году. Первая зачетная гонка мирового первенства на машинах Формулы I состоялась на ней в 1973 году и до 1984 года (включительно) Цольдер 10 раз принимал этапы Grand Prix World Championship.

Кольцо — технически достаточно сложное — могло бы стать конкурентом Спа, но в начале 80-х годов владельцы трассы приняли сторону FISA, руководимой Жаном Балестром, в ее споре с Берни Экльстоуном, «серым кардиналом» Формулы I и руководителем FOCA (Formula One Constructors Association). В результате, после примирения враждующих сторон, пострадал Цольдер — Берни не забыл «обиды», нанесенной ему руководством трассы, и не продлил с ними договора о дальнейшем проведении гонок чемпионатов мира.

В 1985 году Цольдер исчез из календаря Grand Prix World Championship, что многие из участников гонок Формулы I восприняли с известной долей облегчения, так как в 1982 году репутация кольца была сильно подмочена гибелью во время тренировки Жиля Вильнева. В настоящее время на Цольдере проводятся гонки чемпионатов DTM и ITC, а также состязания машин Формул 3 и 3000.

Длина круга:
1965 — 1972 гг. — 4185 м
1973 — 1974 гг. — 4219 м
1975 — 1985 гг. — 4261 м
c 1986 года — 4193 м

Рекорд трассы (4261 м) для машин Формулы I — 1:19,294 = 193,45 км в час (Рене Арну на Ferrari 126C4, 1984 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, — 186,99 км в час (Джон Уотсон на McLaren MP4B-Cosworth, 1982 год).

Победители Гран При.

Год — Гонщик — Команда
1950 — Хуан-Мануэль Фанхио — SA Alfa Romeo
1951 — Нино Фарина — SA Alfa Romeo
1952 — Альберто Аскари — Scuderia Ferrari
1953 — Альберто Аскари — Scuderia Ferrari
1954 — Хуан-Мануэль Фанхио — Officine Alfieri Maserati
1955 — Хуан-Мануэль Фанхио — Daimler Benz AG
1956- Питер Коллинз — Scuderia Ferrari
1958 — Тони Брукс — Vandervell Products Ltd
1960 — Джек Брэбэм — Cooper Car Co
1961 — Фил Хилл — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1962 — Джим Кларк — Team Lotus
1963 — Джим Кларк — Team Lotus
1964 — Джим Кларк — Team Lotus
1965 — Джим Кларк — Team Lotus
1966 — Джон Сертис — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1967 — Дэн Герни — Anglo American Racers
1968 — Брюс МакЛарен — Bruce McLaren Motor Racing
1970 — Педро Родригес — Yardley Team BRM
1972 — Эмерсон Фиттипальди — John Player Team Lotus
1973 — Джеки Стюарт — Elf Team Tyrrell
1974 — Эмерсон Фиттипальди — Marlboro Team Texaco
1975 — Ники Лауда — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1976 — Ники Лауда — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1977 — Гуннар Нильссон — John Player Team Lotus
1978 — Марио Андретти — John Player Team Lotus
1979 — Джоди Шектер — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1980 — Дидье Пирони — Equipe Ligier Gitanes
1981 — Карлос Рейтеманн — Albilad-Williams Racing Team
1982 — Джон Уотсон Marlboro — McLaren International
1983 — Ален Прост Equipe — Renault Elf
1984 — Микеле Альборето — Scuderia Ferrari SpA SEFAC
1985 — Айртон Сенна — John Player Special Team Lotus
1986 — Найджел Мэнселл — Canon Williams Honda Team
1987 — Ален Прост Marlboro — McLaren International
1988 — Айртон Сенна — Honda Marlboro McLaren
1989 — Айртон Сенна — Honda Marlboro McLaren
1990 — Айртон Сенна — Honda Marlboro McLaren
1991 — Айртон Сенна — Honda Marlboro McLaren
1992 — Михаэль Шумахер — Camel Benetton Ford
1993 — Дэймон Хилл Canon — Williams Team
1994 — Дэймон Хилл — Rothmans Williams Renault
1995 — Михаэль Шумахер — Mild Seven Benetton Renault
1996 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari SpA
1997 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari Marlboro
1998 — Дэймон Хилл — Benson & Hedges Jordan
1999 — Дэвид Култард — West McLaren Mercedes
2000 — Мика Хаккинен — West McLaren Mercedes
2001 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari Marlboro
2002 — Михаэль Шумахер — Scuderia Ferrari Marlboro
2004 — Кими Райкконен — West McLaren Mercedes
2005 — Кими Райкконен — West McLaren Mercedes

 

 









© 2008 Formula.dljatebja.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!